Буржуазная военная наука реакционна не только по своей политической сущности.

raznoe
Она реакционна и по своей мировоззренческой, методологической основе, поскольку истолкование вопросов вооруженной борьбы опирается на идеалистическую, метафизическую философию, на антинаучную буржуазную социологию. Все это, несомненно, чрезвычайно ослабляет военную науку капиталистических стран. Чтобы хоть в некоторой мере компенсировать отсутствие правильного и глубоко обоснованного научного предвидения в военном деле, капиталисты стремятся накапливать боевой опыт в захватнических войнах.
Советская военная наука служит интересам народных масс, интересам социалистического государства, которое по самой своей природе может вести лишь справедливые войны. Она руководствуется передовой, последовательной научной теорией марксизмаленинизма.
Значение теории для развития военного дела и победоносного ведения вооруженной борьбы огромно.

Подробнее...

 

Наука на каждом этапе своего развития характеризуется определенными «точками роста».

raznoe
Например, общеизвестны те успехи, которые достигнуты в настоящее время в области атомной физики и атомной техники. Здесь роль научного предвидения позволила широко развить научные и технические усилия; например, для создания атомной бомбы тогда, когда атомных взрывов никто еще не производил и самая их возможность была результатом чисто теоретического прогноза.
В военном деле научно обоснованная теория и глубокое научное предвидение имеют особенно большое значение. Военная наука должна стремиться к тому, чтобы ее научные методы строились с использованием всех достижений, которые можно заимствовать из наиболее передовых областей науки. В первую очередь для военной науки важное значение имеет метод научного обобщения и предвидения. Но перенос методов из одной области знания в другую не может быть механическим, формальным.

Подробнее...

 

Известно, что каждая наука имеет историю своего зарождения и развития.

raznoe
История науки есть история борьбы материализма и идеализма, борьбы передовых, прогрессивных, революционных направлений с направлениями отсталыми, консервативными, реакционными. Законы всех наук — естественных и общественных — объективны, они отражают процессы, происходящие независимо от воли людей. Но в различных областях знания глубина и последовательность научного обоснования в тот или иной период различны. В некоторых областях знания оказывается возможным очень глубоко анализировать явления и находить общие законы, которым они подчиняются. В то же время в смежных областях знания степень обобщения и точность предвидения могут стоять на существенно более низком уровне. Например, в настоящее время можно с определенной точностью предсказывать движение небесных тел, а также космических ракет, ракет дальнего действия и вообще всех объектов, движущихся в космическом пространстве.

Подробнее...

 

Военное дело требует объединения и сложного взаимодействия различных областей знания.

raznoe
Однако выполнение этого требования возможно только при единой общенаучной теоретической и методологической основе, каковой является диалектический материализм.
Диалектический материализм вооружает деятелей науки правильным, философским мировоззрением. Марксистский диалектический метод требует конкретно-исторического подхода к анализу тех или иных явлений, непрерывного творческого учета изменяющейся политической, экономической, военной обстановки, понимания особенностей каждого данного явления. Он требует точного учета соотношения классовых сил, глубокого понимания тенденций дальнейшего развития этих соотношений. Диалектический метод категорически исключает догматизм, перенос способов, пригодных при одних условиях, в другие условия без должного анализа и критики.

Подробнее...

 

ЗНАЧЕНИЕ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЯ.

raznoe
Современная война представляет собою очень сложный процесс, в котором большое значение имеют согласованные и целеустремленные действия огромных масс людей. Вместе с тем война всегда порождала различные неожиданности и противоречия. Это обстоятельство требовало от участников войны инициативы и творческого подхода к решению поставленных перед ними задач.
В военном деле важное значение имеет сочетание единства, последовательности и целеустремленности в действиях всех участников с сознательным, творческим, инициативным отношением их к решаемым-задачам. Такое сочетание возможно только при правильном понимании сущности поставленных задач и средств, предназначенных для их решения.

Подробнее...

 

Исследование форм и проявлений плюрализма

raznoe
В гносеологических учениях различных течений в современной буржуазной философии является важной задачей, заслуживающей особого внимания. Всякое философское течение, которое отрицает объективную истину, то есть принципиальную познаваемость мира, если не встает на позиции полного агностицизма, то в той или иной степени приближается к плюралистическому толкованию истины.
Как подчеркивает М. Б. Митин, учение о конвенциональном, или условном, характере предпосылок (постулатов, аксиом и др.) различных научных теорий, которое отстаивается большинством течений современного неопозитивизма, является исходной базой для плюралистического толкования познания в духе известного принципа Джеймса: «Сколько точек зрения, столько и истин» .

Подробнее...

 

Не так обстоит дело с реакционными силами.

raznoe
Для них во многих случаях выгодны, особенно в общественной жизни, и явные неистины, которые они поэтому упорно отстаивают. Именно эта сторона вопроса не принимается во внимание Джеймсом и прагматизмом вообще, когда они отождествляют истину с пользой.
Ю. К. Мельвиль не без основания обращает внимание и па одно дополнительное обоснование Джеймсом взгляда о «многих истинах». Цитируя высказывание Джеймса о том, что «истина идеи определяется ее удовлетворительностью», то есть тем, насколько она нас удовлетворяет, Мельвиль поясняет, что для Джеймса «удовлетворительность — субъективное понятие». Разные люди по-разному понимают «удовлетворение». «Отсюда с железной необходимостью вытекает плюрализм истин и их связанность с отдельными индивидами»,— заключает Мельвиль.

Подробнее...

 

Инструментализм.

raznoe
Исходя из характерного для прагматизма отождествления истины с пользой и не понимая диалектического взаимоотношения между абсолютной и относительной истиной, а также между истиной и заблуждением, Джеймс сделал сугубо субъективистское заключение о существовании «многих истин» по одному и тому же вопросу, в зависимости от «точки зрения», а точнее —от пользы, выгоды.
Вот как Томас Хилл резюмирует, цитируя Джеймса, его субъективистский и на этой основе «плюралистический» взгляд об отождествлении истины с пользой: «прагматист признает, что «наша обязанность искать истину есть часть нашей общей обязанности делать то, что выгодно», что «стремление к истине не налагает никаких других обязанностей, помимо тех, которые налагают стремление к здоровью и благополучию», и что эта обязанность выражается в терминах „получаемых нами конкретных выгод”».

Подробнее...

 

Существует единственно правильный выход.

raznoe
Его нашел диалектический материализм. Как реакционный буржуазный философ, Поппер, однако, чуждается как материализма, так и диалектики. Его попытка сочетать объективный идеализм с признанием реальности материального мира и человеческой психики в форме плю-рализма не может не потерпеть краха. Усилия по своеобразному воскрешению платоновской и схоластической концепции о самостоятельном идеальном существовании общего отдельно от вещей и явлений, вне их и рядом с ними являются тщетными и реакционными, так как повторяют старые заблуждения, давно уже преодоленные научной философской мыслью.
Неотомистское учение о множестве субстанций также близко к структурному плюрализму. У неотомистов концепция о множестве субстанций направлена как против монизма материализма и пантеизма (последний признает одну-единственную, по существу, духовную субстанцию), так и против дуализма. Но фактически и неотомисты признают существование единственной абсолютной субстанции, которой является бог.

Подробнее...

 

В чем, собственно, выражается поворот Поппера к плюрализму?

raznoe
Поппер исходит из своеобразной плюралистической интерпретации платоновского объективного идеализма. Предварительно он делает оговорку, что для него не имеет значения, правильно ли интерпретпрован в данном случае Платон,— он берет саму идею как исходный момент своей концепции. Согласно этой интерпретации, как самостоятельно существующие признаются три онтологических начала, которые Поппер называет еще «тремя мирами»: физический мир, или мир материальных вещей и явлений; мир субъективного опыта, то есть личных душевных переживаний людей; и мир идей, взятых как «объективное содержание мысли», то есть математические и научные теории, логическое содержание утверждений, языка.
Поппер объявляет «третий мир», который, согласно Платону и другим философам, якобы является сверхъестественным и божественным, «человеческим делом», то есть результатом мышления.

Подробнее...

 

Два из основных царств бытия у Сантаяны—сущность и истина — являются логическими абстракциями.

raznoe
В их обособлении как отдельных реальностей чувствуется влияние платонизма и гегельянства.
Материя, согласно Сантаяне, является единственной субстанцией, порождающей все многообразие внешнего мира. В связи с этим положением Сантаяну считают материалистом. Но основополагающей, высшей реальностью для него является «царство сущности» — идеальное, нематериальное царство. Поэтому, хотя Сантаяна называет только одно из «царств бытия» — материю — субстанцией, в структуре его онтологической системы материя является лишь одной из четырех основ бытия, или «реальностей». При этом материя является такой «реальностью», качественные характеристики которой в конечном счете определяются остальными тремя «несубстанциальными» реальностями.
К представителям структурного плюрализма следует причислить и современного английского философа Карла Раймунда Поппера (род. в 1902 г.), одного из наиболее видных представителей логического позитивизма.

Подробнее...

 

Органический мир, однако, возникает и развивается из неорганического.

raznoe
Психика, то есть душа, возникает как специфическое свойство определенной части живой материи — нервной системы и на определенной ступени развития живых организмов. И человеческое сознание также возникает в процесее постепенной эволюции одного из видов животного царства — человекообразной обезьяны, превращения ее в социальное существо — человека. Но Гартман, как мы отмечали, хранит молчание по вопросу о возникновении высшего из низшего и считает переходы между ними непознаваемыми и иррациональными.
Переходы от одного вида структуры к другому, более высокому виду структуры материи, от одной формы движения к другой, более высокой форме движения материи очень сложны. При этих переходах возникают и совершенно новые свойства материи: жизнь, психика, сознание. Все подробности, все «тайны» этих глубоко качественных скачков в природе еще не раскрыты наукой.

Подробнее...

 

Односторонним является не только идеализм, но и материализм.

raznoe
Как отмечает А. Мысливчепко, согласно Гартману, философский монизм ведет к упрощенной картине мира. В начале нашего века Гартман стал философским выразителем компромиссно настроенных, колеблющихся слоев буржуазии в условиях охваченного глубокими сотрясениями капиталистического строя. Он поставил перед собой задачу с помощью созданной им «критической», или «новой», онтологии преодолеть ограниченность, которая, по его мнению, характеризует монизм как материалистов, так и идеалистов, и решить в плюралистическом духе основной вопрос философии.
Главным в онтологическом учении Н. Гартмана, что характеризует его плюрализм, являются концепции об основных сферах бытия и о слоистой структуре реальной действительности.

Подробнее...

 

«Атомарная» форма плюрализма характерна и для определенной части представителей персонализма.

raznoe
В противоположность гегелевскому идеалистическому монизму, согласно которому сущностью мира является «абсолютная идея», персоналисты рассматривают личность — активную, волевую личность — как основное проявление бытия и главную онтологическую категорию. Персонализм считает личность и ее опыт единственной реальностью. Субъективный идеализм отвергается, а мир и вместе с ним и все личности провозглашаются проявлением творческой активности бога. Советские философы И. Балакина и К. Долгов не без основания отмечают влияние философии Лейбница на плюрализм персоналистов. Личность, как основная онтологическая категория, у персоналистов во многих отношениях напоминает монады Лейбница.
В «Истории философии» Т. А. Сахарова и И. И. Кравченко называют представителями «плюралистического» персонализма прежде всего Эдгара Брайтмена (1884— 1954) и Ральфа Флюэлинга (1871—1960).

Подробнее...

 

Логический атомизм.

raznoe
Чтобы лучше понять сущность логического атомизма, следует вспомнить и другого его основоположника, Людвига Витгенштейна, австрийца по происхождению, который как философ провел вторую половину своей деятельности в Англии. Витгенштейн поставил перед собой задачу исследовать логические основания для создания совершенного искусственного языка для точного выражения мыслей, свободного от недостатков естественных языков. На этой основе он сближается с Расселом.
Рассел и Витгенштейн констатируют, что в основе языка находятся элементарные, простейшие предложения. Логически они независимы друг от друга и далее неразложимы, поэтому они выполняют роль атомов языка. А поскольку посредством языка анализируется действительность, структуры действительности и языка должны соответствовать друг другу.

Подробнее...