Очень выразителен пассаж.

raznoe
Порги настаивает, чтобы Бесс вместе с остальными обитателями Катфиш-Роу приняла участие в пикнике, устраиваемом в тот же день жителями района. Бесс колеблется, она не хочет оставлять Порги одного, но в конце концов соглашается поехать на пикник. В Катфиш- Роу не остается никого, кроме Порги, опять поющего от избытка счастья песню „Богач — бедняк”. В то время как опускается занавес, Порги поет: „Со мной моя любимая, мой Господь и моя песня”.
Пикник происходит на острове Киттиуа-Айленд. Простые ритмы в оркестре передают ощущение самозабвенного веселья. Участники пикника со всей страстью предаются пению и танцам. Несколько негров играют на губной гармонике, расческах, стиральной доске и костях.

Подробнее...

 

Действие перемещается в комнату Серены.

raznoe
Звучит раздирающая душу погребальная песнь „Он нас покинул, покинул, покинул” (He’s agone, gone, gone). Порги обращается к присутствующим с просьбой выделить деньги на погребение усопшего и обходит всех с блюдцем. Блюдце наполняется деньгами под траурную мелодию спиричуэла „Переполненное сердце” (Overflow), который затем становится музыкальным фоном еще одного обращения Порги к скорбящим. Траурная церемония нарушается приходом детектива, который арестовывает одного из собравшихся, Питера, как свидетеля убийства и предупреждает вдову Роббинса, что если покойного завтра не похоронят, то его тело будет отдано студентам-медикам. Детектив уходит, скорбящие продолжают траурные песнопения. „Покинул, покинул, покинул”, - поют они, в то время как безутешная Серена поет „Мой любимый меня покинул”.

Подробнее...

 

СЛАВА.

raznoe
Место действия оперы — Катфиш-Роу, негритянский прибрежный район Чарльстона в штате Южная Каролина. Короткое оркестровое вступление, построенное на великолепных красочных диссонансах, передает живое биение пульса Катфиш-Роу. В одном углу двора идет игра в кости, в другом танцуют, в третьем Клара, укачивая дочку, поет колыбельную („Летние дни”). Серена упрашивает своего мужа, Роббинса, не играть в кости, но тот глух к ее мольбам. Громкие заклинания игроков, вымаливающих удачу, представляют собой контрапункт, на фоне которого звучит колыбельная Клары. Ее муж Джейк, раздраженный тем, что ребенок никак не может заснуть, выхватывает его из ее рук и поет песенку о женском непостоянстве — „Женщина — вещь ненадежная” (А Woman Is a Sometime Thing).

Подробнее...

 

Остановимся на описании современного состояния общины.

raznoe
Помимо рассказовских постников, в нее входят верующие из других сел области. Конечно, неправильно было бы придавать универсальное значение всем выводам, которые могут быть сделаны на основе опыта изучения современного сектантства в одном районе, однако нижеприводимые характеристики не являются чисто локальными, так как и одна община в бывшем центре постничества — показательный пример общих закономерностей, эволюции «хлыстовства».
В бывшей Тамбовской губернии «хлысты» подразделялись на толки анисьевцев и перфильевцев (рыбников). В 1908 г. эта секта была распространена в 31 населенном пункте губернии По приблизительным подсчетам, в губернии к этому времени было до 1500 «хлыстов». Особенно много последователей секты насчитывалось в Борисоглебском уезде (до 220), Кирсановском уезде (до 130) и селе Рассказове, Тамбовского уезда (до 120).

Подробнее...

 

Обосабливаясь от инакомыслящих или инаковерующих, новоизраильтяне становились в оппозицию.

raznoe
По отношению к Советской власти съезд высказался отрицательно, призвал не платить налогов государству, на выборы не являться, «сынов в армию не отдавать». Вспомним, что на съезде в 1905 г. новоизраильтяне расшаркивались перед царским правительством, убеждая его в том, что они «верные сыны царя и отечества» и будут отбывать «все требы, установленные законом, а также и воинскую повинность».
Когда началась коллективизация, многие новоизраильтянские собственники были лишены земли и выселены как кулаки. Их отношение к Советской власти в то время было таким же злобным и антисоветским, как у кулаков, исповедующих любую другую веру. Диктовалось оно прежде всего их классовой принадлежностью.

Подробнее...

 

На старых местах новоизраильтяне тоже не могли жить спокойно.

raznoe
Несмотря на манифест 17 октября и официально-лояльную позицию царизма в отношении сектантов, царская администрация не прекращала преследования новоизраильтян.
В 1910 г. наместник Кавказа издал циркуляр «О деятельности последователей секты «Новый Израиль»», на основании которого в Кубанской области до мая 1911 г. было закрыто шесть новоизраильтянских общин, а в 1911 г. были закрыты многие общины в Терской, Ставропольской областях, в Харьковской губернии .
Новоизраильтяне искали места приложёния своего капитала. У Лубкова зародился план эмиграции за границу, для чего он отправился в Уругвай. Идея эмиграции, естественно, не встретила всеобщего одобрения среди сектантов. Слишком много корней было пущено в родную землю. Но пропаганда руководителей секты сделала свое дело.

Подробнее...

 

Новоизраильтяне говорили о своей любви к самодержавию и нейтралистской политике.

raznoe
В решении съезда 1905 г. (Ростов-на-Дону) было записано: «Мы верные сыны царя и отечества; отбываем все требы, установленные законом, а так же и воинскую повинность, уважаем начальство, нуждаемся в покровительстве закона от насилия и несправедливости; мы не принадлежим ни к какой мятежной партии, по нашему вероучению, всякое возмущение против государственного строя и крамолы — противны господу» .
Такая позиция была свойственна всем направлениям христововерия. Манифест 17 октября 1905 г. дал новоизраильтянам возможность почувствовать легальную основу для активных действий.
Через пять недель после его опубликования было разослано послание ко всем руководителям христововерческих общин, приглашающее собраться на «первый всероссийский собор святого Израиля». Но что могло лечь в основу этого объединения?

Подробнее...

 

Лубков вынужден был прибегнуть к силе для сохранения секты.

raznoe
И хотя он стремился убрать некоторые мистические элементы из культа израильтян, но делал это с оглядкой, понимая, что установившиеся традиции помогают в известной степени сохранению власти руководителей над верующими. В «Новом Израиле» вместо «духовного веселья», имевшего место на каждом собрании постников и «Старого Израиля», появились так называемые «содействия» — театрализованные представления, воспроизводившие события евангельской мифологии. Главным действующим лицом этих мистерий был сам Лубков. Избрание своих «евангелистов», «пророков», «апостолов», имевшее место в 1895 г., Лубков также «осуществил» в форме театрализованного действия под названием «Тайная вечеря», в которой сам разыгрывал роль Христа. Подобные «содействия» помогали Лубкову воздействовать на чувства верующих, оказывать эмоциональное влияние на членов секты.

Подробнее...

 

«Израиль»

raznoe
Встречались и «более зажиточные элементы: владельцы булочных и пекарен, собственники маленьких мастерских и ремесленных заведений, торговых складов, лавок и магазинов» .
Мокшин думал укрепить «Израиль», еще больше сконцентрировав власть у руководителей общины и пресекая всякие проявления «невежества» и «суеверий», каковыми он считал выступления рядовых верующих, обличающих пороки руководителей движения. Во главе же движения стояли представители крупной буржуазии. Реформы Мокшина отражали их интересы, и потому идеи «Нового Израиля» находили отклик во многих губерниях среди зажиточного «хлыстовства».
В 1894 г. состоялся первый съезд сторонников «Нового Израиля». Мокшин на нем не присутствовал.

Подробнее...

 

Перфил Катасонов прошел путь от наемного работника у Копылова до богатого арендатора водяных мельниц.

raznoe
Среди первых 16 последователей Катасонова 8 принадлежали к купеческому сословию, 4 — к помещичьим крестьянам, 3 — к государственным, 1 был мещанином .
Перфил Катасонов ставил своей целью упрочить власть «христа», т. е. личную власть, и постепенно добился в этом успеха. Купцов, торговых людей, ставших его последователями, такая политика вполне устраивала.
Среди «духовниц» Перфила особое место занимала одна — «маменька», которая «умоляла» его за весь «народ избранный». Но были и другие «духовницы». Катасонов несколько умерил аскетизм, царивший в постничестве, в частности отменил некоторые пищевые запреты: разрешил есть рыбу, лук, чеснок, картофель, оставив запрет лишь на мясо, вино и табак.
Непримиримо относился Катасонов к православной церкви, называя ее служителей «псами», «собаками».

Подробнее...

 

Вообще запретов в постничестве было предостаточно.

raznoe
Им запрещалось есть мясо и рыбу, картофель, лук и чеснок, пить вино и курить табак. Картошку постники первоначально отказывались есть потому, что она «была только по господам». Если вспомнить «картофельные бунты», которые имели место в России в давние времена, можно увидеть общую классовую основу бунтов и сектантских постов. Это была форма выражения протеста против принудительных мер властей, заставляющих крестьян сажать картофель за счет сокращения общинных угодий.
По всем губерниям России зажиточное крестьянство, составлявшее меньшую часть дворов (приблизительно одну пятую), держало в своих руках более половины всего посева. Большая группа населения была вынуждена постоянно продавать свою рабочую силу, нанимаясь батраками или поденщиками. За счет этой дешевой рабочей силы и росла в основном секта «хлыстов». Материальная заинтересованность становилась стимулом для батраков при решении вопроса: вступать в секту «людей божьих» или нет?

Подробнее...

 

Молитвенные собрания «людей божьих» проходят в форме радений — одиночных и «корабельных».

raznoe
Входящие в собрание приветствуют присутствующих словами: «Мир вам» и получают ответ: «С миром к нам». Усевшись вдоль стен на лавки, христововеры начинают петь. Сначала поются церковные молитвы («Отче наш», «Богородице, Дева, радуйся» и др.), затем духовные стихи. Причем последние поются во все убыстряющемся темпе. Попав под гипноз музыки, песен, присутствующие входят постепенно в состояние религиозного экстаза, начинают громко каяться в грехах, плачут, «пророчествуют». Круговое радение продолжается до тех пор, пока одежда не становится мокрой от пота. «Пьяному триста грамм надо, чтобы он начал плясать,— объяснял нам верующий С.— А у нас так от радости могут, понимаешь, плясать без вина».
Христововерие никогда не было единым течением. Оно дробилось на различные толки, которые на определенном этапе исторического развития по-разному толковали идею воплощения Христа и ставили разный акцент на христововерческих заповедях.

Подробнее...

 

День страшного суда, учили идеологи христововерия, никому не известен.

raznoe
Но он наступит. Затрубит тогда Данила Филиппович в трубу, длиной от земли до седьмого неба. Земля обновится, мертвые воскреснут, откроется седьмое небо, Саваоф в сопровождении «верных» пойдет в Москву и зазвонит в царь-колокол. На призывный звон сойдутся все живые приверженцы христововерия, и слетятся все силы небесные, и начнется суд над всеми людьми от Адама. Грешники будут страдать, принимая мучения.
«Верных» же ожидала награда в виде хрустальных полей, окруженных садами и благоухающими цветами, в виде жизни веселой и радостной .
Что означало быть «верным» согласно вероучению христововеров? Это значило — непреклонно исполнять заповеди Данилы Филипповича, регламентирующие жизнь христововеров.
Как понималась последняя заповедь: «святому духу верьте»?

Подробнее...

 

Миф в изложении современных постников выглядит следующим образом.

raznoe
«Жили некогда две монашки и молились они богу. Вдруг как-то раз явился им ангел и сказал одной из них, по имени Татьяна Макарьевна: «Ты, говорит, родишь себе сына скоро. У тебя сын будет»... Жили они, жили после этого. Смотрят, приходит один мужик — Аббакум Иваныч Копылов... Она прямо враз вскочила, говорит: «Вот мой сынок». А годами-то он, может, с ней наравне... А он (Копылов) говорит: «Я вам пока не сынок. Я — мирянин. Я ваш закон не знаю. Я сперва должен помолиться богу и жить так, как вы... Мяса, кровяного ничего не кушать, живого существа не кушать. Должен есть такую пищу, которая бескровная, неживая» К
Как Иисус Христос, согласно евангельскому мифу, дал десять заповедей своим ученикам, «живой бог» — Данила Филиппович, по представлениям христововеров, указал своим последователям «праведный» путь двенадцатью заповедями, которые звучат так:
«1. Аз есмь Бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Нет другого бога, кроме меня.

Подробнее...

 

Проповедь свою христововеры начинали в православной среде.

raznoe
Как правило, сектанты старались не отпугивать аудиторию какими бы то ни было откровенными «новшествами».
Вспомним, что пятидесятники в России появились в баптистских общинах под видом баптистов; баптизм, в свою очередь, вырос на русской земле, в значительной степени на почве молоканства.
То же явление, связанное с боязнью гонения на новую «ересь», было характерно и для «хлыстов», у которых сохранилась легенда, будто Аббакуму Ивановичу Копылову, одному из известных христововерческих «пророков», было видение, где «показаны» ему были ад и рай. После этого пошел он к тамбовскому архиерею. «Он пошел к архиерею и доложил: «Ваше преосвященство, вот со мной вот такое получилось дело. Мне господь сказал, чтобы я проповедовал». Говорит так (архиерей) об этом деле: «Благославляю тебя, я смолоду, говорит, тоже молился, но не так, как ты...

Подробнее...