Верхняя хронологическая граница городищ различна в разных районах.

raznoe
На Оке, в среднем и нижнем ее течении, городища, как правило, не идут дальше III—IV ст. н. э. В Верхнем Поволжье они доходят до IV—V и начала VI ст. В верховьях Оки и Днепра верхние слои городищ датируются VII—VIII, а нередко и IX-—X ст., залегая непосредственно под наслоениями и остатками культуры эпохи Древней Руси.
Хронология ранних дьяковых городищ, — о более поздних речь будет итти ниже, — строится на основании находок вещей южного или прикамского происхождения, время которых может быть определено с достаточной точностью. На Юхновском городище на Десне и на Старшем Каширском городище найдены вещи, известные по скифским памятникам середины I тысячелетия до н. э. 

Подробнее...

 

Количество городищ, известных в настоящее время, исчисляется тысячами.

raznoe
Еще А. А. Спицыным было замечено, что вдоль берегов рек они распределяются неравномерно, а компактными группами по 3—4. Такая группировка поселений представляет собой чрезвычайно характерную черту эпохи первобытно-общинного строя, когда каждый род имел свою обособленную территорию, часть территории племени, и кегда поселки, принадлежавшие одному роду, группировались вместе.
Начало более или менее систематического изучения древних городищ лесной полосы Восточной Европы было положено двумя сводными работами А. А. Спицына: «Городища дьякова типа» 2 и «Новые сведения о городищах дьякова типа», вышедших в свет в 1903 и 1905 гг. До этого времени материалы отдельных памятников публиковались А. С. Уваровым, Н. И. Булычевым, В. И. Сизовым, В. А. Городповым и некоторыми другими исследователями.

Подробнее...

 

В настоящее время, вследствие плохой изученности археологических памятников Украины, остается почти недоступным для исследования время VII—VIII ст. н. э.

raznoe
Неизвестно, что следует за культурой «полей погребений», какой материал заполняет трехвековой промежуток между «полями» и памятниками эпохи возникновения Древней Руси. Отдельные вещи этой эпохи, происходящие из случайных находок или старых раскопок, не могут послужить основанием для каких-либо серьезных выводов. Единственно, на что можно опереться, пытаясь подойти к решению вопроса о дальнейшей судьбе населения «полей погребений», — это мнение В. В. Хвойка о генетической связи этого населения с населением средневековой Руси, что было установлено им на основании изучения многочисленных городищ. Как мы увидим ниже, сопоставление материалов «полей погребений» с археологическими памятниками IX—X ст. не противоречит этому мнению.

Подробнее...

 

Огромные «поля погребений», служившие кладбищами в течение столетий, говорят об отсутствии значительных передвижений населения.

raznoe
Судя по раскопкам около Масловки и Привольного, где недалеко от «полей погребений» были открыты одновременные с ними селища, в начале нашей эры, как и в скифскую пору, жилищем Поднепровье служили землянки, точнее, полуземлянки с крышами на поверхности земли. Инвентарь погребений свидетельствует о мирном земледельческом быте обитателей Среднего Поднепровья. В могилах встречаются: керамика, чаще местная, ручной работы, нередко привозная или же изготовленная на гончарном круге по причерноморским образцам, предметы убора и украшения, глиняные прясла для веретен, иногда железные серпы и наконец кости домашних животных и птиц (овцы, свиньи, куры).

Подробнее...

 

В Средней Европе «поля погребений» римского времени восходят к памятникам так наз. Лужицкой культуры, относящейся к эпохе бронзы и раннего железа.

raznoe
В Поднепровье инвентарь «полей» указывает не на средне-европейские, а прежде всего на глубокие местные культурные традиции. Наиболее древнее из «полей погребений» Поднепровья — Зарубинский могильник, относящийся к последним векам до н. э. и первым векам н. э., — дало большой керамический материал, полностью повторяющий посуду несколько более ранних скифских курганов. И там и здесь глиняная посуда имеет черный цвет, покрыта лощением и представлена одинаковыми видами сосудов, а именно: высокими ребристыми горшками, сосудами с ручками и низкими мисами. Основанием для датировки Зарубинского могильника являются найденные там провинциальные римские фибулы архаического типа. Погребальный обряд «полей погребений», неизвестный в Среднем Поднепровье в скифское время, тем не менее в известной части может быть генетически увязан с погребальными обычаями скифов-земледельцев.

Подробнее...

 

Первый памятник был исследован в 1897—1899 гг.

raznoe
Могильник находится на плато водораздела, в 20—25 км от правого берега Днепра на склоне небольшой возвышенности. За три года раскопок было открыто около 250 могил, что составляет, однако, не больше половины всех погребений этого огромного «поля». В могильнике установлено параллельное бытование двух погребальных обрядов. Около трети исследованных могил содержали остатки трупосожжений, нередко помещенные в глиняных сосудах. В большинстве могил встречено трупоположение; умершие погребены в вытянутом положении, на спине, головой преимущественно на запад. Две могилы, находившиеся рядом в центральной части могильника, отличались большими размерами и были обложены по стенкам деревом, укрепленным с помощью вертикальных, вкопанных в землю столбов.

Подробнее...

 

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ.

raznoe
Население Восточной Европы в первые века нашей эры было крайне неоднородным по степени своего экономического, социального и культурного развития. Различные исторические условия существования, сохраняющие свои основные черты в течение столетий, разделяли племена Восточной Европы на две группы — южную, так или иначе связанную с древним Причерноморьем, Востоком и Средиземноморьем, и обширную группу северных племен, неизвестных в Причерноморье и незнакомых с его культурой.
Начиная с глубокой древности, племена Северного Причерноморья, в свою очередь, также разделялись на две части, первоначально соответствующие двум физико-географическим районам страны. Лесостепное Поднепровье и земли, лежащие на запад по течению Буга и Днестра, представляли собой область древнейшей восточно-европейской земледельческой культуры.

Подробнее...

 

Этнос, как и основной его признак язык, — категория историческая, т. е. имеющая свое начало и конец.

raznoe
Отсюда возникает другой трудный вопрос — каким образом определить момент перехода из одного этнического состояния в другое? Конкретно в данном случае речь может итти о процессе становления славянских этнических образований, а следовательно, об определении тех этнических групп, которые предшествовали их возникновению. Славян как одного народа никогда не существовало. Но этнографическая и языковая общность славянства — факт, не нуждающийся в доказательствах. Эта общность очевидно является результатом исторического развития славянских народов в тот период, когда они становились славянскими, ибо последующая история представляет их слабо связанными между собой, развивающимися особыми путями, обусловливающими не столько схождение, сколько разъединение этих народов в культурно-этническом отношении. Не приходим ли мы таким образом к славянскому пра-народу?

Подробнее...

 

Этнические признаки не замыкаются языком.

raznoe
Они распространяются и на другие стороны культуры как духовной, так и материальной. В виду этого имеется возможность сопоставления явлений в области языка с явлениями, овеществленными в археологических памятниках. Таким образом не только лингвистика, но и археология может служить в деле изучения этнической истории и притом не абстрагированной от времени и пространства, а совершенно конкретной по своему содержанию. В этом отношении археология представляет серьезные преимущества перед лингвистикой и дает последней необходимую опору для заключений. Н. Я. Марр высоко оценивал значение археологии и в увязке лингвистики с историей материальной культуры видел основу для развития нового учения об истории языка, а следовательно, и этноса.

Подробнее...

 

Первая задача.

raznoe
Выпуская первый сборник работ по этногенезу восточных славян, ИИМК открывает серию публикаций, посвященных одной из самых важных и острых научных проблем, издавна привлекавшей к себе внимание не только ученых, но и широкой общественности. Первая задача, которую Институт считает для себя возможным разрешить в ближайшие годы, заключается в опубликовании и исследовании в связи с проблемой происхождения восточных славян накопленных наукой археологических материалов, этих наиболее беспристрастных и объективных свидетельств далекого прошлого, до сих пор вследствие разных причин не пользовавшихся в кругу историков признанием в качестве полноценного исторического источника.

Подробнее...

 

Вот барин прислал вам лосося.

istorii
Аббат Демонер был очень рассеян и совсем близорук. Эти два удручавшие его недостатка ставили его нередко в очень досадные положения. Так, однажды он, будучи в гостях, на минуту отлучился куда-то. Когда же вернулся обратно, то в руках у него, вместо шляпы, была крышка от некоторой домашней принадлежности.

Свифт говаривал, что при основании новой колонии французы прежде всего строят крепость, испанцы - церковь, а англичане - кабак.
Шарль Нодье до страсти любил “Петрушку” (французы называют его Гиньолем). Один раз ему захотелось позабавить этим зрелищем своих детей, причем он непременно сам хотел принять участие в представлении. Он призвал гиньольщика и сначала вместе в ним прорепетировал роль Полишинеля. Но тут вышло затруднение.

Подробнее...

 

Знаешь ли ты, где я проведу Рождественские праздники?

istorii
Говорят, что знаменитый Кардан, сам себе предсказавший смерть, был так сконфужен, когда смерть в назначенное им время не пришла к нему, что решил уморить себя голодом, чтобы только не посрамить астрологии.
Очень остроумно распорядился астролог великого могола Шах-Гехана. Один из сыновей этого восточного владыки был страстным любителем и почитателем астрологии, и Дарах (так звали звездочета) предсказал ему, явно рискуя собственной жизнью, что он будет на троне. А принц в тайне этого добивался. Когда же Дараху ставили на вид всю опасность положения, в какое он себя ставит этим рискованным предсказанием, он отвечал: “Какая же мне может угрожать опасность? Ведь будет что-нибудь одно - либо он станет царем, и тогда он меня наградит, либо он будет побежден, и тогда он погибнет, и мертвый будет уже не страшен мне”.

Подробнее...

 

А сам долго проживешь?

istorii
Один из кордованских калифов, Хаккам, отнял землю у бедной женщины и присоединил ее к своему обширному саду. Женщина рассказала о своем деле знаменитому мудрецу, судье Беширу, который и придумал способ усовестить калифа. Однажды, когда Хаккам, окруженный блестящею свитою, сидел как раз в той беседке, которая была выстроена на отнятой у женщины земле, перед ним появился на своем осле Бешир, державший в руках пустой мешок. Удивленный калиф спросил его, что ему надо. “Повелитель правоверных, - воззвал к нему Бешир, - я прибыл просить у тебя позволения наполнить этот мешок землею, которою ты в настоящую минуту попираешь своими ногами”. Хаккам позволил ему сделать это, и кади насыпал земли в свой мешок. Когда мешок был полон, он поставил его на землю, подошел к калифу и просил его о новой милости - помочь ему нагрузить этот мешок на осла.

Подробнее...

 

Я и без тебя знаю, что Бог раздает короны.

istorii
Знаменитый восточный воитель Амру был большой лакомка. В походах его всегда сопровождали повара и кухня, для погрузки которой требовалось триста верблюдов. Однажды после несчастливой битвы он попал в плен. Около него стоял и его неизменный походный спутник, повар. Амру обратился к нему с просьбою дать что-нибудь закусить. А у повара оставался только кусок мяса да котел. Он положил мясо в котел, поставил его на огонь и отошел, чтобы поискать и принести еще чего-нибудь для стола своего повелителя. Как только повар отошел от котла, к нему подбежала собака, всунула голову в котел и схватила мясо. Но в эту минуту ручка котла упала и угодила как раз на шею собаке; та сделала несколько отчаянных попыток сбросить с шеи это бремя, но это ей не удалось, а между тем. на нее уже кричали люди, и перепуганный насмерть пес пустился улепетывать со всех ног, унося у себя на шее котел с обедом Амру.

Подробнее...

 

Светская хроника.

istorii
Сногсшибательную карьеру сделал один читатель ежедневной газеты, написав в редакцию письмо о протекающих у него в доме радиаторах парового отопления. Автор письма не обратил внимания на тот факт, что его пишущая машинка не выбивала некоторых букв, Благодаря этому письмо было принято в редакции за литературное произведение молодого поэта, и его напечатали в воскресном приложении. Расхваленный критиками, новый поэт пошарил в ящиках письменного стола и теперь на той же самой пишущей машинке перерабатывает для постановки в театрах годовой комплект счетов домоуправления. Специалисты предсказывают, что пьеса будет името огромный успех у актеров, так как пишущая машинка не выбивает именно те буквы, которые труднее всего выговаривать.

Принимая во внимание, что репертуар детских театров очень слаб, дирекция театра «Куколка» поставила вопрос об устройстве в своем здании вертящихся дверей. Таким образом маленьким зрителям будет обеспечено развлечение хотя бы при входе и выходе.

Подробнее...