В чем, собственно, выражается поворот Поппера к плюрализму?

raznoe
Поппер исходит из своеобразной плюралистической интерпретации платоновского объективного идеализма. Предварительно он делает оговорку, что для него не имеет значения, правильно ли интерпретпрован в данном случае Платон,— он берет саму идею как исходный момент своей концепции. Согласно этой интерпретации, как самостоятельно существующие признаются три онтологических начала, которые Поппер называет еще «тремя мирами»: физический мир, или мир материальных вещей и явлений; мир субъективного опыта, то есть личных душевных переживаний людей; и мир идей, взятых как «объективное содержание мысли», то есть математические и научные теории, логическое содержание утверждений, языка.
Поппер объявляет «третий мир», который, согласно Платону и другим философам, якобы является сверхъестественным и божественным, «человеческим делом», то есть результатом мышления. Но этот мир идей, согласно Попперу, является вместе с тем объективно реальным и автономным. Особенность связи между «тремя мирами» выражается якобы в том, что первый (физический) мир и третий мир (мир идей) взаимодействуют друг с другом только через второй — через человеческий субъективный опыт, человеческие переживания.
Н. Ирибаджаков справедливо критикует метафизичность и идеализм новой концепции Поппера как «гипертрофирование субъективности логических идей и их относительной самостоятельности». Точнее в данном случае говорить о гипостазировании. Поппер воскресил, по существу, старый, средневековый схоластический спор между «номинализмом» и «реализмом», отстаивая в своеобразной форме позиции «реализма». А «реализм», гипостазируя отделенное от единичных предметов идеальное существование общих понятий (дом, животное, человек и т. п.) и вместе с этим провозглашая их первичность, представляет собой яркую форму объективного идеализма.
Если мы сравним «три мира» Поппера с четырьмя «слоями» Гартмана и «царствами» Сантаяны, мы увидим, что, в сущности, конструкция Поппера является комбинацией двух первых. Подобно Сантаяне, Поппер гипостазирует как отдельный идеальный мир общее в объективной действительности. С другой стороны, подобно Гартману, он выделяет природу (неживую и живую) и субъективные человеческие переживания в отдельные «миры».
И у Поппера плюрализм оказывается попыткой преодоления безысходности позиций субъективного идеализма.