raznoe

Немецкая постановка.

raznoe
Впервые опера американского автора вошла в постоянный репертуар крупнейшего оперного театра Германии, так же как впервые зрители имели возможность услышать „Порги и Бесс” на немецком языке. Это историческое событие произошло 24 января 1970 года в берлинском театре Комише Опер, который стараниями его выдающегося руководителя Вальтера Фельзенштейна стал одним из лучших оперных театров мира. Режиссером немецкой постановки был помощник Фельзенштейна Гётц Фридрих, согласно сообщениям из Восточного Берлина, блестяще справившийся со своей задачей. Заглавные роли исполнили американские актеры негры Каллен Мейден и Кэролайн Смит. Остальные партии пели в основном немецкие артисты. Джеймс Хелм Сатклифф писал в газете „Опера Ньюз”из Берлина: „Нет никакого сомнения:
, Дорги и Бесс” остается единственной американской оперой, удовлетворяющей непростым требованиям этого жанра.

Подробнее...

 

Следует сказать несколько слов.

raznoe
Весь цивилизованный мир имел возможность познакомиться (или встретиться вновь) с оперой Гершвина в ее киноверсии, осуществленной Самьюэлом Голдвином и режиссером Отто Преминджером на студии Коламбия Пикчерс и вышедшей на экраны в 1959 году. Фильм отличался большим постановочным размахом (возможно, слишком большим), качество съемки, по системе техниколор, было превосходным. К тому же в фильме были заняты прекрасные актеры-негры, такие как Сидней Пуатье (Порги), Дороти Дандридж (Бесс), Перл Бейли (Мария), Сэмми Дейвис-младший (Спортин Лайф) и Дайанна Кэрролл (IGiapa). Чтобы обеспечить высокое качество звучания, был использован процесс звукозаписи по так называемой стереофонической системе „Тодд-AO” одновременно на шести звуковых дорожках. Но несмотря на все это, народный дух оперы, столь явно ощущавшийся в ее сценических постановках, был явно утерян.

Подробнее...

 

Особенно торжественно выглядела свадебная церемония.

raznoe
На невесте было платье из желтой вышитой парчи и ослепительно белые перчатки во всю длину руки, на женихе — коричневый смокинг с шелковыми бортами и белый галстук-бабочка. То и дело вспыхивали фотокамеры.
Спустя три дня, 20 января, Айра Гершвин был у себя дома в Беверли-Хилл з, в то время как труппе, в том числе и Ли Гершвин, предстояло еще долгое турне по разным странам.
Неделя выступлений в здании Национальной оперы в Варшаве, четыре дня в Выспянском театре в Катовице (Польша) и восемь спектаклей в театре Карлин в Праге принесли американским артистам несомненный успех. Луциан Кудрински писал в краковской газете о варшавских гастролях театра: «Бывают спектакли, которые оставляют глубокое впечатление, некоторые из них остаются в памяти на долгие годы. Есть и такие спектакли или выступления, называйте их как хотите, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь.

Подробнее...

 

Во время спектакля действие тринадцать раз прерывалось взрывами аплодисментов, криками одобрения, а иногда и громким смехом.

raznoe
„Некоторые зрители плакали, — сообщал из Москвы Уэллс Ханген, корреспондент газеты „Нью-Йорк Таймс”, — но большинство сидели загипнотизированные мелодиями Джорджа Гершвина. В интеллектуальном плане первая со времен большевистской революции американская опера, показанная в этой стране, была непонятна большинству присутствовавших в зале русских... Но эмоционально она вызвала непроизвольный восторг и одобрение аудитории, искренне приветствовавшей приехавший из Америки театр”. По окончании спектакля все как один, включая членов советского правительства, устроили артистам овацию, продолжавшуюся восемь минут. Айра Гершвин, находившийся за кулисами, упрямо отказывался выйти на поклон к зрителям, пока его насильно не вытолкнули на сцену. Он был встречен громом одобрительных возгласов и аплодисментов. (До этого ему пришлось выйти к зрителям лишь однажды.

Подробнее...

 

Опера Гершвина мелодична, искренна и насыщена негритянским музыкальным фольклором.

raznoe
Она изобилует понастоящему выразительными и контрастными мелодиями... Положенная на музыку пьеса Хейуарда достигает высот настоящей социальной драмы... Возобновление постановки оперы — это настоящий подарок театру». Ю. Ковалев писал в журнале „Смена”: „В своей музыке композитор опирается на этнографический гений американских негров... В музыке оперы народные мелодии и ритмы негров обретают живое дыхание и следуют друг за другом с исключительной непринужденностью... В целом „Порги и Бесс” представляет собой одно из самых важных событий нынешнего театрального сезона”. Морщихин писал в „Ленинградской правде”: „Все происходящее на сцене находит свое органическое выражение в музыке”. Американский журнал „Лайф” в номере от 9 января 1956 года посвятил семь страниц фотографиям ленинградских гастролей театра.
Неувязки, омрачившие премьеру оперы в Ленинграде, были вскоре устранены.

Подробнее...

 

Открытие гастролей состоялось вечером 26 декабря.

raznoe
Несмотря на царившее среди публики воодушевление, постепенно нараставшее по мере развития действия, в целом успех премьеры был далеко не равноценен триумфу, который постановка вызвала ранее, во время европейских гастролей театра. Это объяснялось, во-первых, тем, что, хотя позади было более тысячи выступлений на сценах многих театров мира, Брин решил, что нужны дополнительные репетиции, которые продолжались в течение пяти дней. Последняя репетиция была устроена в день премьеры. В результате большинство ведущих певцов оказались как физически, так морально крайне утомлены, и их исполнение определенно было ниже обычного уровня.
Однако помимо усталости артистов на относительный неуспех спектакля повлияли многочисленные неувязки и неразбериха, предшествующие премьере. Не были готовы театральные программки с описанием сюжета оперы, никто ничего не понимал из происходящего на сцене.

Подробнее...

 

Когда труппа приехала в Ленинград, на вокзале их бурно приветствовали толпы людей.

raznoe
Среди встречающих было около ста ведущих представителей из мира искусства, которые были явно ошеломлены, увидев среди приехавших так много черных лиц. Очевидно, их не предупредили, что их гостями будут негритянские артисты.
Присутствие в Ленинграде негритянских исполнителей произвело ошеломляющее впечатление на жителей города. В телеграмме из Ленинграда в газету,Дью-Йорк Таймс” сообщалось: „Для любопытных и восторженных ленинградцев артисты исполняли спиричуэле прямо на улице. Каждый вечер певцов труппы приглашали посетить балетный или оперный спектакль. Во время антрактов возбужденные зрители буквально атаковали негритянских артистов просьбами об автографе, добродушно смеясь, когда те пытались прочесть русские фразы в своих путеводителях”. В пятницу вечером.

Подробнее...

 

Поездка начала принимать реальные очертания.

raznoe
В середине сентября 1955 года сорок девять участников турне собрались на брифинг в посольстве США в Западном Берлине. Сорок восемь часов спустя все они заняли места в так называемом Голубом Экспрессе (который, кстати говоря, оказался зеленым). Им предстояло за три дня покрыть расстояние в 1600 километров, отделяющих Восточный Берлин от Ленинграда. В число участников поездки вошли пятьдесят восемь исполнителей, семь рабочих сцены, два музыкальных руководителя, несколько помощников директора, жены и дети некоторых артистов, три журналиста (Леонард Лайонз, Трумэн Капоте и Айра Вулферт), финансист, две собаки и Ли Гершвин, представляющая семью Гершвинов. Айра остался дома. Как объясняла Ли: „Он терпеть не может никаких передвижений, даже из одной комнаты в другую, я же по натуре настоящая цыганка”. (Все же спустя несколько недель Айра приедет в Советский Союз на московскую премьеру ,Дорги и Бесс”.).

Подробнее...