Односторонним является не только идеализм, но и материализм.

raznoe
Как отмечает А. Мысливчепко, согласно Гартману, философский монизм ведет к упрощенной картине мира. В начале нашего века Гартман стал философским выразителем компромиссно настроенных, колеблющихся слоев буржуазии в условиях охваченного глубокими сотрясениями капиталистического строя. Он поставил перед собой задачу с помощью созданной им «критической», или «новой», онтологии преодолеть ограниченность, которая, по его мнению, характеризует монизм как материалистов, так и идеалистов, и решить в плюралистическом духе основной вопрос философии.
Главным в онтологическом учении Н. Гартмана, что характеризует его плюрализм, являются концепции об основных сферах бытия и о слоистой структуре реальной действительности.

Подробнее...

 

«Атомарная» форма плюрализма характерна и для определенной части представителей персонализма.

raznoe
В противоположность гегелевскому идеалистическому монизму, согласно которому сущностью мира является «абсолютная идея», персоналисты рассматривают личность — активную, волевую личность — как основное проявление бытия и главную онтологическую категорию. Персонализм считает личность и ее опыт единственной реальностью. Субъективный идеализм отвергается, а мир и вместе с ним и все личности провозглашаются проявлением творческой активности бога. Советские философы И. Балакина и К. Долгов не без основания отмечают влияние философии Лейбница на плюрализм персоналистов. Личность, как основная онтологическая категория, у персоналистов во многих отношениях напоминает монады Лейбница.
В «Истории философии» Т. А. Сахарова и И. И. Кравченко называют представителями «плюралистического» персонализма прежде всего Эдгара Брайтмена (1884— 1954) и Ральфа Флюэлинга (1871—1960).

Подробнее...

 

Логический атомизм.

raznoe
Чтобы лучше понять сущность логического атомизма, следует вспомнить и другого его основоположника, Людвига Витгенштейна, австрийца по происхождению, который как философ провел вторую половину своей деятельности в Англии. Витгенштейн поставил перед собой задачу исследовать логические основания для создания совершенного искусственного языка для точного выражения мыслей, свободного от недостатков естественных языков. На этой основе он сближается с Расселом.
Рассел и Витгенштейн констатируют, что в основе языка находятся элементарные, простейшие предложения. Логически они независимы друг от друга и далее неразложимы, поэтому они выполняют роль атомов языка. А поскольку посредством языка анализируется действительность, структуры действительности и языка должны соответствовать друг другу.

Подробнее...

 

Наиболее видные представители плюрализма.

raznoe
По мнению автора, в его «нейтральности» преодолеваются как идеализм, так и материализм. На этой антинаучной, субъективистской основе Джеймс предлагает «сделку» в чисто практическом духе: с учетом выгоды искать действительность там, где она обещает дать нам наилучшие результаты: среди единичных вещей непосредственно данного. Таким образом, Джеймс в своеобразной форме осуществляет субъективистский произвол.
Как полная противоположность плюрализму, диалектический материализм является монистическим философским учением, которое утверждает, что единство мира заключается в его материальности (Ф. Энгельс). Но наряду с этим диалектический материализм признает огромное разнообразие вещей и явлений в объективной действительности, как и субъективных, душевных человеческих переживаний.

Подробнее...

 

В чем же, конкретнее, состоит философский плюрализм.

raznoe
Хотя Джеймс и считает себя приверженцем эмпиризма, который он противопоставляет «спекулятивной метафизике», его метод исследования является метафизическо-механистическим. Именно этот ограниченный метод поставил Джеймса перед дилеммой: или общее, тотальность, «абсолютное», единое, то есть монизм, или единичное, многообразие, отдельные вещи, то есть плюрализм. Джеймс не смог понять диалектику взаимоотношений между ними — между общим и единичным, между единством и многообразием и т. д. — и оказался вынужден отвергнуть целостность, монизм в мире, чтобы признать и утвердить единичное, отдельные предметы и процессы, «плюрализм».

Подробнее...

 

Как известно из истории.

raznoe
В сложных ситуациях, особенно в переходные исторические эпохи, отдельные идеологи основных общественных классов могут попытаться выразить или реакционные идеи и интересы господствующего класса, или прогрессивные стремления широких народных масс средствами какого-либо из неосновных философских направлений. К «третьей линии», «третьему пути» в философии и вообще идеологии как средству спасения господства загнивающего класса часть представителей реакционных сил обращается чаще всего тогда, когда реакционный строй переживает глубокий кризис, а напор сил, являющихся носителями прогресса, нового общественного строя, становится все более мощным. Именно таков случай с использованием сегодня плюрализма и ряда других конформистских или «конвергентных» теорий идеологами империализма.

Подробнее...

 

В современных условиях.

raznoe
Диалектический материализм, чье влияние непрестанно возрастает, становится все более опасным противником всей буржуазной идеологии и ее идеалистической философской основы. В этой обстановке любое немарксистское направление в философии может использоваться и используется в борьбе против марксизма-ленинизма.
Для непоследовательных, эклектических философских течений и тенденций, к которым принадлежит и плюрализм, поскольку они не являются откровенно идеалистическими, и ныне остается в силе ленинская оценка, согласно которой они в принципе проявляют себя как скрытый идеализм, а иногда как стыдливый материализм.

Подробнее...

 

Здесь имеет место также метафизический разрыв между содержанием и формой, сущностью и пилением, абсолютной и относительной истиной и т. д.

raznoe
Это станет еще более ясным при конкретном анализе различных плюралистических философских концепций.
Что касается социальных корней плюрализма, то здесь речь идет главным образом о социальной роли, которую играют и могут играть плюралистические философские учения в классовом обществе.
Как уже подчеркивалось, в современных условиях борьба между диалектическим материализмом и идеализмом во всех его разновидностях является в конечном итоге проявлением в области философии идеологической борьбы между пролетариатом и буржуазией, между социализмом п капитализмом. Как правильно отмечает Г. А. Курсанов в своей интересной работе «Ленинизм и кризис буржуазной философской мысли» (1971 г.), «современная буржуазная философия, современное буржуазное мировоззрение характеризуются идеализмом и метафизикой и отрицательным отношением к познанию объективной истины». Это верно, но это не исчерпывает всей истины.

Подробнее...

 

Можно отметить положительные сдвиги.

raznoe
Советские марксисты не без основания обращают внимание на усиление влияния плюрализма в буржуазной философской и частнонаучной мысли. Ф. Ильичев в 1963 году отмечал, что современные буржуазные философы и другие ученые усиленно рекламируют плюрализм «как принцип, якобы обеспечивающий наибольшую близость к фактам и независимость исследования от априорных и предвзятых точек зрения». Р. П. Федоров в статье, опубликованной в «Вопросах философии», писал, что «среди социологических и философских концепций Запада в области общей теории современного буржуазного общества видное место занимает течение, которое именует себя плюрализмом».
В современной болгарской марксистской литературе Деян Павлов первым дал правильную оценку плюрализму как явлению в философской и вообще в идеологической жизни буржуазного общества, и в частности в новой тактике антикоммунизма.

Подробнее...

 

Есть некоторые исключения.

raznoe
Например, Александер среди метафизиков и Кроче среди идеалистов являются монистами. Но они составляют меньшинство, чье влияние явно уменьшается». В своей обобщающей оценке Бохенский тенденциозно «пропустил» наиболее важный и наиболее распространенный вид монистической философии — диалектический материализм. Далее в своей книге он все же уделил ему десяток страниц. Там он признает и подчеркивает монизм и детерминизм марксистской философии, но представляет их в упрощенном, карикатурном виде, как и диалектический материализм в целом.
Если иметь в виду даже только европейскую буржуазную философию, то и в ней Бохенский явно преувеличил влияние плюрализма. При этом он неверно представляет возросшее влияние плюралистических взглядов как выражение бунта против монизма вообще.

Подробнее...

 

Гносеологические и социальные корни.

raznoe
Плюрализм как одно из неосновных, «промежуточных» направлений философии почти столь же стар, как и основные ее направления — материализм и идеализм. Исследование истории плюрализма как проявления попыток создать «третью линию» в философии является интересной и важной задачей, которая ждет своего решения. В этой связи мы здесь лишь отметим, что в историческом развитии философской мысли плюрализм не оформился как отдельная философская школа. Обычно он представляет собой аспект, сторону в творчестве отдельных мыслителей и соответствующих философских школ и течений.
Весьма большое внимание, уделяемое современной буржуазной философской литературой плюралистической тенденции в истории философии, объясняется возможностью использования плюрализма в качестве идеологического оружия, направленного против марксизма-ленинизма и коммунизма.

Подробнее...

 

«Атомарный» подход к общественной жизни характерен для некоторых представителей персонализма и бихевиоризма.

raznoe
Как указывают Т. А. Сахарова и И. И. Кравченко, персоналисты отвергают классовую структуру общества и рассматривают его как «агрегат», напоминающий физический конгломерат, основной клеткой которого является личность.
И представители «плюралистического бихевиоризма» рассматривают социальное поведение людей как простую совокупность поведения отдельных личностей.
Анализируя философско-социологический плюрализм и его наиболее важные виды и формы, мы придерживаемся той точки зрения, что вполне правильным является обособление социологии как частной теоретической науки об обществе. Социология, по нашему мнению, отличается от исторического материализма прежде всего своим предметом.

Подробнее...

 

Теория о социальных фактах.

raznoe
Оказывается непригодной для объяснения изменений в социальном поведении индивидов и коллективов, а вместе с этим и общественного развития в целом.
Основатель социометрии Джекоб Морено (род. в 1892 г.), который учился и работал сначала в Вене, а с 1927 г. живет в США, в своей социологической теории придерживается концепции, близкой к атомарному плюрализму.
Морено ставит своей задачей исследовать социальную структуру общества с позиций психоанализа и гештальт- психологии. Морено считает, что, кроме видимой социальной структуры общества, которую он называет «макроструктурой» и которая является объектом социологии, существует и другая, невидимая, «внутренняя» структура, выражающаяся в сложном переплетении эмоциональных взаимоотношений между людьми — симпатий, антипатий и т. п.

Подробнее...

 

Методологически близки «многофакторной теории» плюралистические концепции социологии — социальной стратификации и групповой структуры общества.

raznoe
Они имеют особенно широкое распространение среди буржуазных политологов и служат для обоснования и восхваления формальной буржуазной демократии. Более того, они используются и в качестве теоретической основы для аргументации взглядов о плюрализации социалистического общества.
Так как плюралистические теоретические построения буржуазных политологов всецело основываются на концепциях о социальной стратификации и о группах, мы рассмотрим эти концепции в следующей главе.
Многофакторная теория о структуре и развитии общества в различных ее вариантах в методологическом отношении напоминает ту разновидность онтологического плюрализма, которую мы назвали «структурным плюрализмом».

Подробнее...

 

Поппер сводит основные факторы социальной жизни к двум «факторам»

raznoe
Среди которых он выделяет прежде всего «экономический фактор», и «решения», кото-рые, как мы видели, обусловливаются нормативными социальными законами. Как поясняет Поппер, «нормы являются человеческими творениями в том смысле, что мы не должны обвинять за них никого другого, кроме себя, — ни природу, ни бога. Наша обязанность состоит в том, чтобы усовершенствовать их насколько возможно, если мы находим, что они неприемлемы». Следовательно, согласно Попперу, не объективные общественные законы, а «социальные нормы» лежат в основе общественной жизни. А сами социальные нормы, по его мнению, не являются объективно обусловленными социальным положением классов, они просто сознательное творчество людей. Оказывается, что «критический дуализм» у Поппера есть, в сущности, фиговый лист, прикрывающий наготу устаревшего монистического тезиса идеализма, согласно которому идеи управляют миром!

Подробнее...