Первая задача.

raznoe
Выпуская первый сборник работ по этногенезу восточных славян, ИИМК открывает серию публикаций, посвященных одной из самых важных и острых научных проблем, издавна привлекавшей к себе внимание не только ученых, но и широкой общественности. Первая задача, которую Институт считает для себя возможным разрешить в ближайшие годы, заключается в опубликовании и исследовании в связи с проблемой происхождения восточных славян накопленных наукой археологических материалов, этих наиболее беспристрастных и объективных свидетельств далекого прошлого, до сих пор вследствие разных причин не пользовавшихся в кругу историков признанием в качестве полноценного исторического источника.
Крайне ограниченное количество письменных известий о древнейшей истории славян позволяет установить, несколько не связанных или мало связанных между собою фактов, совершенно недостаточных для того, чтобы составить сколько-нибудь отчетливую картину славянского этногенеза и допускающих, поэтому, возможность самых разнообразных предположений и домыслов. Еще менее состоятельной в решении этой проблемы оказалась индоевропейская лингвистика, исходящая из учения о праязыках и пранародах и объясняющая происхождение современных славян, в том числе и восточных, расселением в разные стороны из определенного места, «прародины», славянского пранарода и возникновением в связи с этим, вместо единого славянского праязыка, многих славянских языков и диалектов.
Новое учение об языке, так называемая яфетическая теория акад. Н. Я. Марра, перевернуло учение о развитии языка с головы на ноги и явилось теорией, в свете которой археологические данные получили важнейшее значение для исследования проблем этногенеза. Учение о стадиальности в развитии языка и о скрещении, как об одном из важнейших путей словообразования, в увязке с диалектикоматериалистической теорией перехода от одного этапа общественного развития к другому раскрывает содержание тех изменений в материальной культуре, какие устанавливаются археологическими исследованиями. Язык оказывается тесно связанным с другими элементами культуры, изменяющимся в зависимости от перемен в материальном производстве, общественной организации и отражающем их сознании.