Наиболее видные представители плюрализма.

raznoe
По мнению автора, в его «нейтральности» преодолеваются как идеализм, так и материализм. На этой антинаучной, субъективистской основе Джеймс предлагает «сделку» в чисто практическом духе: с учетом выгоды искать действительность там, где она обещает дать нам наилучшие результаты: среди единичных вещей непосредственно данного. Таким образом, Джеймс в своеобразной форме осуществляет субъективистский произвол.
Как полная противоположность плюрализму, диалектический материализм является монистическим философским учением, которое утверждает, что единство мира заключается в его материальности (Ф. Энгельс). Но наряду с этим диалектический материализм признает огромное разнообразие вещей и явлений в объективной действительности, как и субъективных, душевных человеческих переживаний. Однако диалектический материализм указывает, что между качественно различающимися вещами и явлениями существует закономерная взаимная связь. Они являются различными структурными формами единой движущейся материи, между которыми совершаются качественные переходы. Духовные явления вторичны по отношению к материальным. В плюралистической структуре Джеймса, однако, вещи и явления, в том числе материальные и духовные процессы, поставлены одни возле других, независимы друг от друга, не соотнесены друг с другом в рамках единого целого.
В прагматизме (главным образом у Джеймса) онтологический плюрализм развивается в не очень четко выраженной «атомарной» форме. «Атомы» являются «нейтральными», то есть это ни материальные, ни идеальные единичные вещи и явления, ни душевные переживания.
Наиболее важным в методологическом отношении и наиболее разработанным аспектом плюрализма у прагматистов является гносеологический — концепция «множественности» истин на основе сведения истины к пользе. На этом аспекте мы остановимся несколько позже.
К атомарному плюрализму следует отнести и «логический атомизм», созданный Бертраном Расселом (1872— 1970) и Людвигом Витгенштейном (1889—1951).
Б. Рассел, который в начале своего философского развития находился под влиянием платоновского идеализма и изучал пифагореизм и Лейбница, позже занимался исследованием логических оснований математики и постепенно пришел к выводу, что предметом философии должен быть логический анализ языка науки. Перейдя на позиции позитивизма, он, отчасти под влиянием прагматизма, отказался от платоновского монизма и отстаивал плюралистические взгляды на основы бытия. Хотя он и называл иногда свою новую позицию «нейтральным монизмом», однако, ее более точное и более распространенное название «логический атомизм».