raznoe

«Израиль»

raznoe
Встречались и «более зажиточные элементы: владельцы булочных и пекарен, собственники маленьких мастерских и ремесленных заведений, торговых складов, лавок и магазинов» .
Мокшин думал укрепить «Израиль», еще больше сконцентрировав власть у руководителей общины и пресекая всякие проявления «невежества» и «суеверий», каковыми он считал выступления рядовых верующих, обличающих пороки руководителей движения. Во главе же движения стояли представители крупной буржуазии. Реформы Мокшина отражали их интересы, и потому идеи «Нового Израиля» находили отклик во многих губерниях среди зажиточного «хлыстовства».
В 1894 г. состоялся первый съезд сторонников «Нового Израиля». Мокшин на нем не присутствовал.

Подробнее...

 

Перфил Катасонов прошел путь от наемного работника у Копылова до богатого арендатора водяных мельниц.

raznoe
Среди первых 16 последователей Катасонова 8 принадлежали к купеческому сословию, 4 — к помещичьим крестьянам, 3 — к государственным, 1 был мещанином .
Перфил Катасонов ставил своей целью упрочить власть «христа», т. е. личную власть, и постепенно добился в этом успеха. Купцов, торговых людей, ставших его последователями, такая политика вполне устраивала.
Среди «духовниц» Перфила особое место занимала одна — «маменька», которая «умоляла» его за весь «народ избранный». Но были и другие «духовницы». Катасонов несколько умерил аскетизм, царивший в постничестве, в частности отменил некоторые пищевые запреты: разрешил есть рыбу, лук, чеснок, картофель, оставив запрет лишь на мясо, вино и табак.
Непримиримо относился Катасонов к православной церкви, называя ее служителей «псами», «собаками».

Подробнее...

 

Вообще запретов в постничестве было предостаточно.

raznoe
Им запрещалось есть мясо и рыбу, картофель, лук и чеснок, пить вино и курить табак. Картошку постники первоначально отказывались есть потому, что она «была только по господам». Если вспомнить «картофельные бунты», которые имели место в России в давние времена, можно увидеть общую классовую основу бунтов и сектантских постов. Это была форма выражения протеста против принудительных мер властей, заставляющих крестьян сажать картофель за счет сокращения общинных угодий.
По всем губерниям России зажиточное крестьянство, составлявшее меньшую часть дворов (приблизительно одну пятую), держало в своих руках более половины всего посева. Большая группа населения была вынуждена постоянно продавать свою рабочую силу, нанимаясь батраками или поденщиками. За счет этой дешевой рабочей силы и росла в основном секта «хлыстов». Материальная заинтересованность становилась стимулом для батраков при решении вопроса: вступать в секту «людей божьих» или нет?

Подробнее...

 

Молитвенные собрания «людей божьих» проходят в форме радений — одиночных и «корабельных».

raznoe
Входящие в собрание приветствуют присутствующих словами: «Мир вам» и получают ответ: «С миром к нам». Усевшись вдоль стен на лавки, христововеры начинают петь. Сначала поются церковные молитвы («Отче наш», «Богородице, Дева, радуйся» и др.), затем духовные стихи. Причем последние поются во все убыстряющемся темпе. Попав под гипноз музыки, песен, присутствующие входят постепенно в состояние религиозного экстаза, начинают громко каяться в грехах, плачут, «пророчествуют». Круговое радение продолжается до тех пор, пока одежда не становится мокрой от пота. «Пьяному триста грамм надо, чтобы он начал плясать,— объяснял нам верующий С.— А у нас так от радости могут, понимаешь, плясать без вина».
Христововерие никогда не было единым течением. Оно дробилось на различные толки, которые на определенном этапе исторического развития по-разному толковали идею воплощения Христа и ставили разный акцент на христововерческих заповедях.

Подробнее...

 

День страшного суда, учили идеологи христововерия, никому не известен.

raznoe
Но он наступит. Затрубит тогда Данила Филиппович в трубу, длиной от земли до седьмого неба. Земля обновится, мертвые воскреснут, откроется седьмое небо, Саваоф в сопровождении «верных» пойдет в Москву и зазвонит в царь-колокол. На призывный звон сойдутся все живые приверженцы христововерия, и слетятся все силы небесные, и начнется суд над всеми людьми от Адама. Грешники будут страдать, принимая мучения.
«Верных» же ожидала награда в виде хрустальных полей, окруженных садами и благоухающими цветами, в виде жизни веселой и радостной .
Что означало быть «верным» согласно вероучению христововеров? Это значило — непреклонно исполнять заповеди Данилы Филипповича, регламентирующие жизнь христововеров.
Как понималась последняя заповедь: «святому духу верьте»?

Подробнее...

 

Миф в изложении современных постников выглядит следующим образом.

raznoe
«Жили некогда две монашки и молились они богу. Вдруг как-то раз явился им ангел и сказал одной из них, по имени Татьяна Макарьевна: «Ты, говорит, родишь себе сына скоро. У тебя сын будет»... Жили они, жили после этого. Смотрят, приходит один мужик — Аббакум Иваныч Копылов... Она прямо враз вскочила, говорит: «Вот мой сынок». А годами-то он, может, с ней наравне... А он (Копылов) говорит: «Я вам пока не сынок. Я — мирянин. Я ваш закон не знаю. Я сперва должен помолиться богу и жить так, как вы... Мяса, кровяного ничего не кушать, живого существа не кушать. Должен есть такую пищу, которая бескровная, неживая» К
Как Иисус Христос, согласно евангельскому мифу, дал десять заповедей своим ученикам, «живой бог» — Данила Филиппович, по представлениям христововеров, указал своим последователям «праведный» путь двенадцатью заповедями, которые звучат так:
«1. Аз есмь Бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Нет другого бога, кроме меня.

Подробнее...

 

Проповедь свою христововеры начинали в православной среде.

raznoe
Как правило, сектанты старались не отпугивать аудиторию какими бы то ни было откровенными «новшествами».
Вспомним, что пятидесятники в России появились в баптистских общинах под видом баптистов; баптизм, в свою очередь, вырос на русской земле, в значительной степени на почве молоканства.
То же явление, связанное с боязнью гонения на новую «ересь», было характерно и для «хлыстов», у которых сохранилась легенда, будто Аббакуму Ивановичу Копылову, одному из известных христововерческих «пророков», было видение, где «показаны» ему были ад и рай. После этого пошел он к тамбовскому архиерею. «Он пошел к архиерею и доложил: «Ваше преосвященство, вот со мной вот такое получилось дело. Мне господь сказал, чтобы я проповедовал». Говорит так (архиерей) об этом деле: «Благославляю тебя, я смолоду, говорит, тоже молился, но не так, как ты...

Подробнее...

 

Секта христововеров берет свое начало в XVII в.

raznoe
В тот период православная церковь была крупным феодальным собственником, ей принадлежало свыше 116 тыс. крестьянских дворов, из числа которых на долю патриарха и высшего духовенства приходилось около 10 10 тыс. дворов и на долю монастырей и церквей — около 98 тыс. Церковь вмешивалась во все сферы духовной жизни общества, и естественно, что обличения христововерческих «пророков» направлялись в первую очередь против православной церкви.
«Христы» и «пророки», во время молитвенных собраний, ссылаясь на «дух божий», их посетивший, обличали грехи окружающего мира, предавали гласности пороки правящего сословия, чего не могли позволить себе крестьяне в обычной обстановке. Правда, протест этот был пассивным. Законоучители христововеров заповедовали им терпеть притеснения, терпеть бесправие и нищету.

Подробнее...