raznoe

Односторонним является не только идеализм, но и материализм.

raznoe
Как отмечает А. Мысливчепко, согласно Гартману, философский монизм ведет к упрощенной картине мира. В начале нашего века Гартман стал философским выразителем компромиссно настроенных, колеблющихся слоев буржуазии в условиях охваченного глубокими сотрясениями капиталистического строя. Он поставил перед собой задачу с помощью созданной им «критической», или «новой», онтологии преодолеть ограниченность, которая, по его мнению, характеризует монизм как материалистов, так и идеалистов, и решить в плюралистическом духе основной вопрос философии.
Главным в онтологическом учении Н. Гартмана, что характеризует его плюрализм, являются концепции об основных сферах бытия и о слоистой структуре реальной действительности.

Подробнее...

 

«Атомарная» форма плюрализма характерна и для определенной части представителей персонализма.

raznoe
В противоположность гегелевскому идеалистическому монизму, согласно которому сущностью мира является «абсолютная идея», персоналисты рассматривают личность — активную, волевую личность — как основное проявление бытия и главную онтологическую категорию. Персонализм считает личность и ее опыт единственной реальностью. Субъективный идеализм отвергается, а мир и вместе с ним и все личности провозглашаются проявлением творческой активности бога. Советские философы И. Балакина и К. Долгов не без основания отмечают влияние философии Лейбница на плюрализм персоналистов. Личность, как основная онтологическая категория, у персоналистов во многих отношениях напоминает монады Лейбница.
В «Истории философии» Т. А. Сахарова и И. И. Кравченко называют представителями «плюралистического» персонализма прежде всего Эдгара Брайтмена (1884— 1954) и Ральфа Флюэлинга (1871—1960).

Подробнее...

 

Логический атомизм.

raznoe
Чтобы лучше понять сущность логического атомизма, следует вспомнить и другого его основоположника, Людвига Витгенштейна, австрийца по происхождению, который как философ провел вторую половину своей деятельности в Англии. Витгенштейн поставил перед собой задачу исследовать логические основания для создания совершенного искусственного языка для точного выражения мыслей, свободного от недостатков естественных языков. На этой основе он сближается с Расселом.
Рассел и Витгенштейн констатируют, что в основе языка находятся элементарные, простейшие предложения. Логически они независимы друг от друга и далее неразложимы, поэтому они выполняют роль атомов языка. А поскольку посредством языка анализируется действительность, структуры действительности и языка должны соответствовать друг другу.

Подробнее...

 

Наиболее видные представители плюрализма.

raznoe
По мнению автора, в его «нейтральности» преодолеваются как идеализм, так и материализм. На этой антинаучной, субъективистской основе Джеймс предлагает «сделку» в чисто практическом духе: с учетом выгоды искать действительность там, где она обещает дать нам наилучшие результаты: среди единичных вещей непосредственно данного. Таким образом, Джеймс в своеобразной форме осуществляет субъективистский произвол.
Как полная противоположность плюрализму, диалектический материализм является монистическим философским учением, которое утверждает, что единство мира заключается в его материальности (Ф. Энгельс). Но наряду с этим диалектический материализм признает огромное разнообразие вещей и явлений в объективной действительности, как и субъективных, душевных человеческих переживаний.

Подробнее...

 

В чем же, конкретнее, состоит философский плюрализм.

raznoe
Хотя Джеймс и считает себя приверженцем эмпиризма, который он противопоставляет «спекулятивной метафизике», его метод исследования является метафизическо-механистическим. Именно этот ограниченный метод поставил Джеймса перед дилеммой: или общее, тотальность, «абсолютное», единое, то есть монизм, или единичное, многообразие, отдельные вещи, то есть плюрализм. Джеймс не смог понять диалектику взаимоотношений между ними — между общим и единичным, между единством и многообразием и т. д. — и оказался вынужден отвергнуть целостность, монизм в мире, чтобы признать и утвердить единичное, отдельные предметы и процессы, «плюрализм».

Подробнее...

 

Как известно из истории.

raznoe
В сложных ситуациях, особенно в переходные исторические эпохи, отдельные идеологи основных общественных классов могут попытаться выразить или реакционные идеи и интересы господствующего класса, или прогрессивные стремления широких народных масс средствами какого-либо из неосновных философских направлений. К «третьей линии», «третьему пути» в философии и вообще идеологии как средству спасения господства загнивающего класса часть представителей реакционных сил обращается чаще всего тогда, когда реакционный строй переживает глубокий кризис, а напор сил, являющихся носителями прогресса, нового общественного строя, становится все более мощным. Именно таков случай с использованием сегодня плюрализма и ряда других конформистских или «конвергентных» теорий идеологами империализма.

Подробнее...

 

В современных условиях.

raznoe
Диалектический материализм, чье влияние непрестанно возрастает, становится все более опасным противником всей буржуазной идеологии и ее идеалистической философской основы. В этой обстановке любое немарксистское направление в философии может использоваться и используется в борьбе против марксизма-ленинизма.
Для непоследовательных, эклектических философских течений и тенденций, к которым принадлежит и плюрализм, поскольку они не являются откровенно идеалистическими, и ныне остается в силе ленинская оценка, согласно которой они в принципе проявляют себя как скрытый идеализм, а иногда как стыдливый материализм.

Подробнее...

 

Здесь имеет место также метафизический разрыв между содержанием и формой, сущностью и пилением, абсолютной и относительной истиной и т. д.

raznoe
Это станет еще более ясным при конкретном анализе различных плюралистических философских концепций.
Что касается социальных корней плюрализма, то здесь речь идет главным образом о социальной роли, которую играют и могут играть плюралистические философские учения в классовом обществе.
Как уже подчеркивалось, в современных условиях борьба между диалектическим материализмом и идеализмом во всех его разновидностях является в конечном итоге проявлением в области философии идеологической борьбы между пролетариатом и буржуазией, между социализмом п капитализмом. Как правильно отмечает Г. А. Курсанов в своей интересной работе «Ленинизм и кризис буржуазной философской мысли» (1971 г.), «современная буржуазная философия, современное буржуазное мировоззрение характеризуются идеализмом и метафизикой и отрицательным отношением к познанию объективной истины». Это верно, но это не исчерпывает всей истины.

Подробнее...