raznoe

Общее развитие языков ведет к образованию все более крупных сочетаний морфем.

raznoe
При сохранении возможности образования сложных слов и распространенных простых предложений в языках мира развивается построение, сложных предложений, причем наибольший объем имеют сложносочиненные предложения, которые употребляются в огромном большинстве языков, предложения же сложноподчиненные обоих типов являются значительно более новой конструкцией и, хотя распространены, но на значительно меньшей территории. Они отсутствуют, например, почти совершенно в американских и алтайских языках, где господствует вообще тип простых распространенных предложений.
Если до.сих пор мы говорили порознь о сходных чертах отдельных частей языковых систем — отдельно о фонологических системах, семантических и синтаксических, то встает вопрос, не имеют ли по крайней мере некоторые из этих сходств, принадлежащих к разным частям языка, близких сфер во времени и пространстве и, тем самым, с точки зрения историко-географической, не образуют ли они единства.

Подробнее...

 

Это характерно преимущественно для полисинтетических языков и для классического сан-скрита.

raznoe
Предложения же, распространенные путем нагнетения в них обстоятельств, близких по характеру к латинским формам инфинитива, причастия, герундия и герундива, типичны для языков урало-алтайских и для большинства языков американских индейцев. Тенденция к объединению большого числа морфем в сложные структуры привела в некоторых языках, как, например, в индоевропейских, к появлению групп третьего разряда, а именно — сложных предложений. Здесь морфемы объединяются в слова, слова — в словосочетания и предложения, предложения, наконец, образуют сложные предложения двух совершенно разных типов: сложносочиненные и сложноподчиненные.
Сложносочиненные предложения образуются из единиц, свободно связанных сочинительными союзами типа польск. i, a, lecz, lub, лат. et, sed, aut.

Подробнее...

 

Важной является типология, опирающаяся на различия объема их функций.

raznoe
В языках мира имеются шесть различных типов совмещения названных четырех основных синтаксических функций. Особый показатель b характеризует в 5-м типе объект действия, в а 6-м — субъект. В этих языках отсутствует отчетливое различение интранзитив- ного предложения и словосочетания, а один из членов транзитивного ) предложения (в 5-м типе субъект, а в 6-м — объект) формально идентичен подлежащему и определению. Все остальные, несравненно более многочисленные языки формально отличают подлежащее от определения, осуществляя это, однако, различным способом. В 3-м типе (например, язык хопи) и в 4-м типе (например, эскимосские языки) имеются только два показателя: а для подлежащего и Ь для определения, причем в 3-м типе субъект идентичен подлежащему, а объект — определению, а в 4-м типе — наоборот.

Подробнее...

 

Синтаксические элементы с более или менее связанной структурой входят в состав единиц высшего порядка: словосочетаний и предложений.

raznoe
Словосочетания состоят из двух членов, связанных между собой отношением детерминации. Один из них (определение) определяет другой член, т. е. увеличивает количество его признаков, уменьшая тем самым объем значения, например dom ojca (определение), bialy dom, zywoplot. Словосочетание можно рассматривать как сложную и распространенную синтагму. Предложение же является уже единицей совсем иного рода. Ядром его служит сказуемое, которое конкретизирует его путем локализации в пределах пространства (категория'лица и числа) и времени (категория времени и вида), определяет его отношение к говорящему (наклонение) и обозначает его структуру (категория залога). В предложении интранзитивном мы имеем только один член, кроме сказуемого, а именно — грамматическое подлежащее, грамматически независимое от сказуемого. Оно составляет основу, на которой развивается значение, выраженное сказуемым, например ojciec spi, ojciec jest chory.

Подробнее...

 

Границы слова не всегда совпадают с границами синтаксической группы.

raznoe
Они могут быть уже ее, и тогда в синтаксическую группу входят, кроме слова, разные свободные нелексические морфемы (например, предлоги, частицы и т. д.); могут быть шире ее, и тогда сложное слово охватывает фактически две или более синтаксических групп.
Наиболее свободна структура слов в агглютинативных языках, где каждая морфема выполняет только одну семантическую или синтаксическую функцию (например, обозначает только определенный падеж, только определенное число и т. д.). Агглютинативные языки распространены необыкновенно широко. Внутри них выделяется несколько подтипов в зависимости от характера сигналов, оповещающих начало и конец слова. Таким сигналом в одних языках является акцент (ударение), в других (как, например, в урало-алтайских языках) — гармония гласных, в некоторых выступают специальные морфемы, сигнализирующие о начале слова. Этот последний способ характерен для полисинтетических языков Южной Америки и Восточной Сибири.

Подробнее...

 

Средства могут функционировать только в тексте, стало быть, они имеют синтагматический характер.

raznoe
Синтаксические средства языка служат для образования все более широких единиц, которые составляют определенную иерархию в этом значении, так что единицы низшего порядка входят в состав единиц высшего порядка. Единицами самого низшего разряда являются семантические морфемы, номинативные, указательные и нумеративные. Над ними иерархически располагаются четыре типа единиц все более высокого разряда: 1) синтагмы, 2) словосочетания, 3) предложения. 4) сложные предложения. О функционировании семантических морфем мы говорили выше, теперь обратимся к способам образования из них тех четырех типов единиц, которые собственно и составляют синтаксическую систему языка.

Подробнее...

 

В пятеричных системах, которые образовались в связи со счетом на пяти пальцах руки, эту же функцию выполняет числительное.

raznoe
Эти системы через переходные стадии развились в одних языках в систему с основанием 20, в других — в десятичные системы.
Системы с основанием 20 образовались благодаря счету, переходящему с пальцев рук на пальцы ног. Так, например, в одном из восточноавстралийских языков — в языке пикумбул — число 5 означает одна рука, 10 — две руки, а дальше счет переходит на пальцы ног, и 20 — 'две ноги’. В другом австралийском языке, диери, 20 — 'руки и ноги’. Постепенно системы с основанием 20 освобождаются от необходимости счета по рукам и ногам и развиваются дальше по формуле: 30 = 20+10, 40=2x20, 50= (2x20) +10 и т. д. Системы этого типа распространены в Южной и Центральной Америке (язык майя) и в Мексике (язык ацтеков). Другой областью широкого распространения нумерации с основанием 20 является Западный Судан, а первоначально также бассейн Средиземного моря: она выступает в яфетических языках, на которых говорят коренные племена Северного Кавказа и баски в Пиренеях.

Подробнее...

 

Общей чертой местоименных систем является развитие указывания в пределах текста, указывания, оторванного от конкретной ситуации акта речи.

raznoe
Местоимение, которое указывает на предметы, слишком отдаленные и потому труднодосягаемые, приобретает функцию указывания назад по линии текста на слово, уже высказанное. Это анафорическое местоимение, польск. on, лат. is. В разных языках объем функции указательных местоимений и местоимений анафорических оказывается различным. Если анафорическое местоимение указывает назад, то вопросительное местоимение, польск. kto, со, лат. quis, quid, указывает вперед по линии текста на что-либо, что должно быть сейчас же названо. Это ожидаемое содержание неопределенно, поэтому первоначально существовала только одна категория местоимений вопросительно-неопределенных. Лишь со временем в части языков образовались особые местоимения вопросительные и неопределенные, однако всегда связанные друг с другом этимологически.

Подробнее...