raznoe

Можно отметить положительные сдвиги.

raznoe
Советские марксисты не без основания обращают внимание на усиление влияния плюрализма в буржуазной философской и частнонаучной мысли. Ф. Ильичев в 1963 году отмечал, что современные буржуазные философы и другие ученые усиленно рекламируют плюрализм «как принцип, якобы обеспечивающий наибольшую близость к фактам и независимость исследования от априорных и предвзятых точек зрения». Р. П. Федоров в статье, опубликованной в «Вопросах философии», писал, что «среди социологических и философских концепций Запада в области общей теории современного буржуазного общества видное место занимает течение, которое именует себя плюрализмом».
В современной болгарской марксистской литературе Деян Павлов первым дал правильную оценку плюрализму как явлению в философской и вообще в идеологической жизни буржуазного общества, и в частности в новой тактике антикоммунизма.

Подробнее...

 

Есть некоторые исключения.

raznoe
Например, Александер среди метафизиков и Кроче среди идеалистов являются монистами. Но они составляют меньшинство, чье влияние явно уменьшается». В своей обобщающей оценке Бохенский тенденциозно «пропустил» наиболее важный и наиболее распространенный вид монистической философии — диалектический материализм. Далее в своей книге он все же уделил ему десяток страниц. Там он признает и подчеркивает монизм и детерминизм марксистской философии, но представляет их в упрощенном, карикатурном виде, как и диалектический материализм в целом.
Если иметь в виду даже только европейскую буржуазную философию, то и в ней Бохенский явно преувеличил влияние плюрализма. При этом он неверно представляет возросшее влияние плюралистических взглядов как выражение бунта против монизма вообще.

Подробнее...

 

Гносеологические и социальные корни.

raznoe
Плюрализм как одно из неосновных, «промежуточных» направлений философии почти столь же стар, как и основные ее направления — материализм и идеализм. Исследование истории плюрализма как проявления попыток создать «третью линию» в философии является интересной и важной задачей, которая ждет своего решения. В этой связи мы здесь лишь отметим, что в историческом развитии философской мысли плюрализм не оформился как отдельная философская школа. Обычно он представляет собой аспект, сторону в творчестве отдельных мыслителей и соответствующих философских школ и течений.
Весьма большое внимание, уделяемое современной буржуазной философской литературой плюралистической тенденции в истории философии, объясняется возможностью использования плюрализма в качестве идеологического оружия, направленного против марксизма-ленинизма и коммунизма.

Подробнее...

 

«Атомарный» подход к общественной жизни характерен для некоторых представителей персонализма и бихевиоризма.

raznoe
Как указывают Т. А. Сахарова и И. И. Кравченко, персоналисты отвергают классовую структуру общества и рассматривают его как «агрегат», напоминающий физический конгломерат, основной клеткой которого является личность.
И представители «плюралистического бихевиоризма» рассматривают социальное поведение людей как простую совокупность поведения отдельных личностей.
Анализируя философско-социологический плюрализм и его наиболее важные виды и формы, мы придерживаемся той точки зрения, что вполне правильным является обособление социологии как частной теоретической науки об обществе. Социология, по нашему мнению, отличается от исторического материализма прежде всего своим предметом.

Подробнее...

 

Теория о социальных фактах.

raznoe
Оказывается непригодной для объяснения изменений в социальном поведении индивидов и коллективов, а вместе с этим и общественного развития в целом.
Основатель социометрии Джекоб Морено (род. в 1892 г.), который учился и работал сначала в Вене, а с 1927 г. живет в США, в своей социологической теории придерживается концепции, близкой к атомарному плюрализму.
Морено ставит своей задачей исследовать социальную структуру общества с позиций психоанализа и гештальт- психологии. Морено считает, что, кроме видимой социальной структуры общества, которую он называет «макроструктурой» и которая является объектом социологии, существует и другая, невидимая, «внутренняя» структура, выражающаяся в сложном переплетении эмоциональных взаимоотношений между людьми — симпатий, антипатий и т. п.

Подробнее...

 

Методологически близки «многофакторной теории» плюралистические концепции социологии — социальной стратификации и групповой структуры общества.

raznoe
Они имеют особенно широкое распространение среди буржуазных политологов и служат для обоснования и восхваления формальной буржуазной демократии. Более того, они используются и в качестве теоретической основы для аргументации взглядов о плюрализации социалистического общества.
Так как плюралистические теоретические построения буржуазных политологов всецело основываются на концепциях о социальной стратификации и о группах, мы рассмотрим эти концепции в следующей главе.
Многофакторная теория о структуре и развитии общества в различных ее вариантах в методологическом отношении напоминает ту разновидность онтологического плюрализма, которую мы назвали «структурным плюрализмом».

Подробнее...

 

Поппер сводит основные факторы социальной жизни к двум «факторам»

raznoe
Среди которых он выделяет прежде всего «экономический фактор», и «решения», кото-рые, как мы видели, обусловливаются нормативными социальными законами. Как поясняет Поппер, «нормы являются человеческими творениями в том смысле, что мы не должны обвинять за них никого другого, кроме себя, — ни природу, ни бога. Наша обязанность состоит в том, чтобы усовершенствовать их насколько возможно, если мы находим, что они неприемлемы». Следовательно, согласно Попперу, не объективные общественные законы, а «социальные нормы» лежат в основе общественной жизни. А сами социальные нормы, по его мнению, не являются объективно обусловленными социальным положением классов, они просто сознательное творчество людей. Оказывается, что «критический дуализм» у Поппера есть, в сущности, фиговый лист, прикрывающий наготу устаревшего монистического тезиса идеализма, согласно которому идеи управляют миром!

Подробнее...

 

В отличие от природных законов Поппер называет нормативными законами.

raznoe
Марксизм-ленинизм не только признает существование «нормативных законов», то есть юридических законов, нравственных и других социальных норм, но и единственный научно объясняет основу, на которой они возникают, и их социальные функции. В классовом обществе социальные нормы имеют классовый характер, так как они определяются социальными условиями, в которых находятся различные классы. Что касается Поппера, то он не может ни признать, ни объяснить объективной обусловленности нормативных законов и их социально-классовые сущности.
Существование социальных норм отнюдь не опровергает существования объективных социальных законов. Напротив, социальные нормы могут быть поняты только на основе познания социальных законов. В общем, социальные нормы являются субъективным отражением в сознании общества требований объективных социальных законов. А так как в классовом обществе экономическое и социальное положение различных классов резко различается, то это отражается и на формировании у них различных социальных норм или на различном отношении к превращенным в правовые законы социальным нормам господствующего класса.

Подробнее...