raznoe

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ.

raznoe
Население Восточной Европы в первые века нашей эры было крайне неоднородным по степени своего экономического, социального и культурного развития. Различные исторические условия существования, сохраняющие свои основные черты в течение столетий, разделяли племена Восточной Европы на две группы — южную, так или иначе связанную с древним Причерноморьем, Востоком и Средиземноморьем, и обширную группу северных племен, неизвестных в Причерноморье и незнакомых с его культурой.
Начиная с глубокой древности, племена Северного Причерноморья, в свою очередь, также разделялись на две части, первоначально соответствующие двум физико-географическим районам страны. Лесостепное Поднепровье и земли, лежащие на запад по течению Буга и Днестра, представляли собой область древнейшей восточно-европейской земледельческой культуры.

Подробнее...

 

Этнос, как и основной его признак язык, — категория историческая, т. е. имеющая свое начало и конец.

raznoe
Отсюда возникает другой трудный вопрос — каким образом определить момент перехода из одного этнического состояния в другое? Конкретно в данном случае речь может итти о процессе становления славянских этнических образований, а следовательно, об определении тех этнических групп, которые предшествовали их возникновению. Славян как одного народа никогда не существовало. Но этнографическая и языковая общность славянства — факт, не нуждающийся в доказательствах. Эта общность очевидно является результатом исторического развития славянских народов в тот период, когда они становились славянскими, ибо последующая история представляет их слабо связанными между собой, развивающимися особыми путями, обусловливающими не столько схождение, сколько разъединение этих народов в культурно-этническом отношении. Не приходим ли мы таким образом к славянскому пра-народу?

Подробнее...

 

Этнические признаки не замыкаются языком.

raznoe
Они распространяются и на другие стороны культуры как духовной, так и материальной. В виду этого имеется возможность сопоставления явлений в области языка с явлениями, овеществленными в археологических памятниках. Таким образом не только лингвистика, но и археология может служить в деле изучения этнической истории и притом не абстрагированной от времени и пространства, а совершенно конкретной по своему содержанию. В этом отношении археология представляет серьезные преимущества перед лингвистикой и дает последней необходимую опору для заключений. Н. Я. Марр высоко оценивал значение археологии и в увязке лингвистики с историей материальной культуры видел основу для развития нового учения об истории языка, а следовательно, и этноса.

Подробнее...

 

Первая задача.

raznoe
Выпуская первый сборник работ по этногенезу восточных славян, ИИМК открывает серию публикаций, посвященных одной из самых важных и острых научных проблем, издавна привлекавшей к себе внимание не только ученых, но и широкой общественности. Первая задача, которую Институт считает для себя возможным разрешить в ближайшие годы, заключается в опубликовании и исследовании в связи с проблемой происхождения восточных славян накопленных наукой археологических материалов, этих наиболее беспристрастных и объективных свидетельств далекого прошлого, до сих пор вследствие разных причин не пользовавшихся в кругу историков признанием в качестве полноценного исторического источника.

Подробнее...

 

Из книги "Психология юмора"

raznoe
Понимание природы юмора — это проблема в психологии. Юмор, комедия и смех — важные и притягательные аспекты поведения. Следовательно, они привлекают внимание с самых разных точек зрения. Использование многообразной информации на эту тему в полном объеме сделало бы написание данной книги невозможным. Исследования, посвященные чувству юмора, проводили в самое разное время и в самых разных местах. Даже если сосредоточиться только на психологии, пришлось бы изучить все смежные области, затрагивающие юмор. Необходимо было бы включить не только эмпирические исследования, но и научные и литературные работы. Род Мартин не только собрал воедино весь материал, но и сделал его легко читаемым. Если воспользоваться высказыванием Джеймса Эйджи, он «натянул носки на осьминога».
Книга «Психология юмора» может возглавить серию книг, посвященных этому вопросу. Любой философ, описывавший человеческую природу, обсуждал тему смеха и по меньшей мере вскользь упоминал юмор. Бергсон и Фрейд в начале прошлого века сосредоточились на смехе и смогли предложить проверяемую, хотя и не проверенную, гипотезу.

Подробнее...

 

Психология юмора.

raznoe
Юмор сопровождает все типы социальных взаимодействий. Большинство из нас в течение дня много раз смеется над чем-то забавным. Хотя юмор — это форма игры, он выполняет множество «серьезных» социальных, когнитивных и эмоциональных функций. Вопросы о юморе и смехе затрагивают все области психологии. Однако, как ни удивительно, но, несмотря на очевидную важность для человеческого поведения, юмор и связанные с ним темы (смех, ирония и веселье) редко упоминаются в научных психологических и прочих трудах. Количество работ на эту тему постоянно и существенно растет, однако у большинства психологов нет систематических знаний по данному вопросу.
Основная цель предлагаемой вашему вниманию книги заключается в том, чтобы дать связный обзор теории и экспериментальных открытий во всех областях психологии юмора; каждой отрасли этой дисциплины (когнитивной, социальной и биологической психологии, психологии личности, эволюционной и клинической психологии и т. д.) будет посвящена одна глава книги. В какой-то мере эта книга задумана как учебник по психологии юмора для студентов старших курсов. Хотя курс психологии юмора отсутствует в учебном расписании подавляющего большинства кафедр психологии, я надеюсь, что эта книга заставит преподавателей задуматься над тем, чтобы включить данный курс в список преподаваемых предметов.

Подробнее...

 

Акустика смеха

raznoe
Наиболее поразительное отличие смеха от других человеческих действий состоит в сопровождающих его громких и характерных звуках. Как мы увидим, функция этих звуков заключается в том, чтобы сообщать другим о радостном и игривом эмоциональном состоянии и вызывать такое же эмоциональное состояние у слушателей (Gervais & Wilson, 2005). В последние годы ученые начали исследовать акустику (звуковые свойства) смеха с помощью методов, обычно используемых этологами для изучения вокализации у животных, например пения птиц. В этом исследовании записи человеческого смеха были переведены в цифровую форму и затем проанализированы с использованием компьютерных спектрографических процедур для изучения формы звуковых волн, частотных паттернов и других акустических характеристик. Единицей анализа в этом исследовании была обычная последовательность звуков «ха-ха-ха», которые издавались за один выдох. Исследователи называют такой эпизод смеха «приступом смеха», а отдельные слоги «ха» — «сигналами» (Bachorowski et al., 2001), «звуками» (Provine & Yong, 1991) или «импульсами» (Ruch &Ekman, 200Д).

Подробнее...

 

АНТИТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

raznoe
В странах, где творческая деятельность зачастую перестает быть результатом внутреннего импульса, а превращается в сродство социального престижа (па это жаловался выдающийся американский ученый Н. Винер), создаются ситуации, когда недостаток дарования в искусстве и науке люди возмещают тягой к административной деятельности. Перенося унижения, они карабкаются вверх, преодолевая препятствия, которые и таланту не всегда под силу. Благополучные карьеры делают отнюдь не самые одаренные и подававшие надежды: люди, лишенные таланта, отличаются куда большей карьерной активностью. Самое поразительное, что, добившись желаемого, эти «вершители судеб» не изживают ущербности аг не становятся добряками. Наоборот, общаясь с людьми одаренными, испытывая зависимость от пих — потому что добиваются успехов чужими руками,— они постояпно находятся во власти завести и злобы. В них сильна потребность «давить» и упижать тех, чье превосходство все же приходится признать, хоть и неохотно. Они настороженно относятся ко всякой шутке и не понимают юмора.

Подробнее...