Влияние юмора на познание

umor-v-istorii
До сих пор мы рассматривали когнитивные процессы, ответственные за понимание юмора. Теперь мы перейдем к обсуждению возможного воздействие юмора на другие аспекты познания, в особенности сосредоточившись на креативности и памяти.
Многие теоретики и исследователи отмечали тесную связь между юмором и креативностью. Кестлер (Koestler, 1964) считал юмор, а также научные открытия и художественное творчество формами креативности, которые включают процесс бисоциации (обсуждавшийся ранее). Такие особенности информации, как несоответствие, неожиданность и новизна, считающиеся необходимыми компонентами юмора, также рассматриваются теоретиками креативности как определяющие характеристики креативности (например, Besemer & Treffinger; 1981; Mednick, 1962). Таким образом, и юмор, и креативность предполагают изменение точки зрения, новый взгляд на вещи. Действительно, многие исследователи креативности полагают, что юмор — это по существу разновидность креативности. Следовательно, некоторые разработанные ими измерения творческой способности или творческой личности среди прочих пунктов включают оценки юмора (например, Davis & Subkoviak, 1975; Torrance, 1966).
В некоторых исследованиях также изучалась креативность при генерации юмора испытуемыми (например, Derks, 1987; Derks & Hervas, 1988). Мердок и Ганим (Murdock & Ganim, 1993) сделали обзор теоретической литературы по юмору и креативности и пришли к заключению, что юмор можно считать подмножеством креативности, и рекомендовали изучать их в похожих концептуальных рамках. Однако О’Куин и Деркс (O’Quin & Derks, 1997) не согласились с этой точкой зрения. На основе имеющихся научных данных они сделали вывод, что хотя между креативностью и юмором есть тесные в теоретическом плане связи, их следует считать двумя отдельными, но частично совпадающими областями.
Во многих исследованиях изучалась связь между измерениями чувства юмора как черты и измерениями творческих способностей и черт, и между ними была обнаружена умеренная связь (см. O’Quin & Derks, 1997, для обзора). Таким образом, люди с более развитым чувством юмора также имеют тенденцию быть более творческими в других областях. Однако в этом корреляционном исследовании не было получено доказательств причинной связи. Действительно, О’Куин и Деркс (O’Quin gf Derks, 1997) указывали, что чувство юмора и творческие способности могут быть связаны из-за общего влияния третьей переменной, такой как интеллект. Здесь меня особенно интересует потенциальное влияние юмора на креативность. Способствует ли предъявление юмора более креативному мышлению? Есть по крайней мере два возможных механизма, посредством которых юмор может влиять на креативность. Во-первых, гибкие мыслительные процессы и активизация многочисленных схем, задействованных в обработке несоответствий в юморе, могут способствовать разноплановому мышлению, требующемуся для креативности (Belanger, Kirkpatrick & Derks, 1998). Во-вторых, связанные с юмором положительные эмоции (т. е. радость) могут ослаблять напряжение и беспокойство, что уменьшает ригидность мышления и повышает способность связывать и объединять разнородный материал (Isen, Daubman &Nowicki, 1987).