“Поверьте мне, он будет повешен, но веревка оборвется!”

umor-v-istorii
Какой-то темный писатель сочинил скверный пасквиль на Фонтенеля; но потом вдруг вышло так, что этот человек был вынужден обратиться к тому же Фонтенелю с нижайшей просьбой по какому-то важнейшему делу. Зная высокое великодушие философа, он решил начать с извинения перед ним за то, что так оскорбил его в своем пасквиле. “В первый раз слышу об этом”, - спокойно сказал ему Фонтенель, показав этими словами всю бездну своего презрения к злому пасквилянту.
“Если б я держал все истины у себя в руке, - говаривал Фонтенель, - я ни за что бы ее не разжал, чтоб показать эти истины людям”.
Фонтенелю приписывается один из самых ловких и изящных комплиментов, сказанных женщине. Ему было уже далеко за 90 лет, когда он встретил в одном доме прелестную молоденькую женщину, недавно вышедшую замуж. Он подсел к ней и долго, пользуясь вольностью старческого возраста, рассыпался перед нею в любезностях. Потом он был от нее кем-то отозван, а спустя еще несколько времени поспешно прошел мимо нее, даже не взглянув на нее. “Г-н Фонтенель, -окликнула его красавица, - таковы-то ваши любезности, которые вы мне недавно расточали! Вы проходите мимо, даже не взглянув на меня!” - “Сударыня, -ответил ей умный старец, - я потому и не взглянул на вас, что мне было необходимо пройти мимо, ибо если бы я взглянул, то разве был бы в силах пройти мимо!”
Бомарше был подвергнут герцогом Шонем грубому оскорблению, чуть ли даже не прибит им. Однако, он стерпел и не вызвал обидчика на дуэль. Через несколько дней после этого его вызвал на дуэль актер Лаблаш. “Я отказывался драться с людьми почище его”, - спокойно сказал Бомарше, и отказался от дуэли.
Бомарше был сын часового мастера и сам долго занимался ремеслом отца. Когда же потом он появился при дворе уже в роли знаменитого писателя, его старались уязвить напоминаниями о его ремесле. Так однажды, когда он, парадно одетый, проходил по галерее версальского дворца, его остановил кто-то из придворных и сказал ему: “Ах, г-н Бомарше, как это кстати, что я вас встретил! Взгляните, пожалуйста, что такое сделалось с моими часами?” - “С удовольствием, - отвечал Бомарше, - но я, предупреждаю вас, очень неловок, у меня все из рук валится”. Считая эти слова за признак смущения и желание отделаться, придворный стал еще пуще приставать, и Бомарше, наконец, взял часы, но тотчас же, как бы нечаянно, брякнул их о каменные плиты галереи. Он, конечно, извинился, но напомнил еще раз о том, что он предупреждал о своей неловкости, я затем спокойно отошел. Шутник оказался чувствительно наказанным за свое желание поиздеваться.
Одна из комедий Бомарше - “Два друга”- жестоко провалилась. В это время ему случилось однажды быть в одной компании, где присутствовала знаменитая артистка из оперы Софи Арну. Желая, ради утешения, пройтись насчет оперного театра, Бомарше сказал ей: “У вас отличный зрительный зал, но вы со своим “Зороастром” провалитесь и ваш театр будет пуст”. - “Извините, - спокойно ответила Арну, - ваши “Два друга” отправят к нам всю свою публику”.
Та же Арну, изумляясь удаче, которая иногда поразительно улыбалась Бомарше, говорила про него: “Поверьте мне, он будет повешен, но веревка оборвется!”