Из книги "Психология юмора"

raznoe
Понимание природы юмора — это проблема в психологии. Юмор, комедия и смех — важные и притягательные аспекты поведения. Следовательно, они привлекают внимание с самых разных точек зрения. Использование многообразной информации на эту тему в полном объеме сделало бы написание данной книги невозможным. Исследования, посвященные чувству юмора, проводили в самое разное время и в самых разных местах. Даже если сосредоточиться только на психологии, пришлось бы изучить все смежные области, затрагивающие юмор. Необходимо было бы включить не только эмпирические исследования, но и научные и литературные работы. Род Мартин не только собрал воедино весь материал, но и сделал его легко читаемым. Если воспользоваться высказыванием Джеймса Эйджи, он «натянул носки на осьминога».
Книга «Психология юмора» может возглавить серию книг, посвященных этому вопросу. Любой философ, описывавший человеческую природу, обсуждал тему смеха и по меньшей мере вскользь упоминал юмор. Бергсон и Фрейд в начале прошлого века сосредоточились на смехе и смогли предложить проверяемую, хотя и не проверенную, гипотезу. Психологи середины XX в. включали чувство юмора в оценку личности. Чапман и Фут, а также Гольдштейн и Макги заложили фундамент для исследований юмора в 1970-х и 1980-х гг. Отдельные главы в упомянутых выше книгах рассказывают об идеях, но они практически ничего не говорят о взаимодействии или непосредственной коммуникации. Даже сейчас, при наличии ежегодно проводимых конференций и журнала, выходящего раз в квартал, разногласия превалируют над обменом мнениями и сотрудничеством. И здесь опять раздается одинокий голос Мартина, который предлагает обзор этой области исследований и интегрирует ее. Через 100 лет у нас появятся кое-какие ответы на вопросы, которые поднимают описанные теории. Можно оценить неконгруэнтность—удивление, агрессию—превосходство, напряжение—облегчение и т. д. Можно исследовать эти моменты перекрывания и согласия, а также конфликты между ними, и понять, какие прогнозы были самыми точными.
В прошлом веке спектр распространения юмора расширялся. Самые доступные (и наименее критичные) точки распространения юмора — газеты, журналы, радио, телевидение и Интернет. Можно посетовать, что увеличение количества сопровождалось ухудшением качества. Однако увеличение количества ведет к увеличению разнообразия, так что лучшее впереди! Юмор стал важной характеристикой общества и человечества в целом. На страницах этой книги оценивается нынешнее состояние наших знаний по этому вопросу. Здесь же можно увидеть направление будущих исследований и понимания.
Говорят, что жизнь без искусства была бы бессмысленной. Возможно, она была бы слишком глубокомысленной без юмора. Здесь приводится тщательное описание и оценка хорошего, плохого и игривого поведения, которое является типичной и важной составляющей нашей жизни.