СООТНОШЕНИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА И ОСТРОУМИЯ

eto-interesno
Остроту создают (работа остроумия), а комическое находят (функция чувства юмора) . И чувство юмора и остроумие связаны как с мышлением, так и с чувственной сферой психики. Но в остроумии эмоциональный компонент — лишь фон и побуждающий мотив; само «психологическое действие» происходит в интеллектуальной сфере. Л в структуре чувства юмора отношения обратные. «Психическое действие» развертывается в эмоциональной сфере и заключается в реверсировании, переходе отрицательных чувств в положительные. Мыслительные операции играют роль толчка, пусковой дружины этой реакции. Общечеловеческий эмпиризм давно отметил это различие и запечатлел его в языке: чувство юмора и остроумие.
В слове «остроумный» присутствует еще понятие острый, то есть отточенный, хорошо режущий или колющий. Однако в древнерусском языке слово «острый» имело и другое значение — быстрый. По мнению Чурмаевой, слово остроумный первоначально значило быстроумпый и сохраняло это значение до XVIII века, например: «Л люди тоя страны зело учтивы... и ко учению остроумный» (1731 год) .
Но уже в 1772 году Н. Новиков, вспоминая М. В. Ломоносова, употребляет слово «остроумный» в одном из его современных значений: «Нрав имел веселый, говорил коротко и остроумно, и любил в разговоре употреблять острые шутки» .
Проведение разграничительной линии между чувством юмора и остроумием может показаться непривычным, но опо не ново. С. М. Эйзенштейн рассказал об одной игре, популярной в Голливуде:
«Игра эта — вариант небезызвестной игры в миопия. С тою лишь разницей, что здесь мнения высказываются но определенной «анкете», па которой выставляются «отмотки»; папример, «ум»—5, «остроумие» — 3, «обаяние» — 4 и т. д.
Такую не анкету уносит с собой и тот, на кого ее заполняют оставшиеся. Он обязан ее заполнить и поставить себе отметки по личному усмотрению.
Весь эффект игры не в каких-нибудь отгадках, а только в степени несовпадения общего мнения с самомнением того, кто вышел. Жестокая игра! Тем более что графа «чувство юмора» в ней занимает почетное место. «Король юмора» покорно уходит на кухпю и, надев очки, где-то около рефрижератора заполняет листок анкетки.
Между тем ему готовится сюрприз. «Королю юмора» общественное мнение выставляет по «чувству юмора»... четверку.
Дойдет ли до него юмор этого положения?
Но доходит!
Гость обижается!
У знатного гостя не хватает чувства юмора на самоиронию: четверка оказывается заслуженной!»
Голливудские кинематографисты, не занимаясь теоретическими изысканиями, все же разграничивали «чувство юмора» и «остроумие» и отметки за них выставляли раздельно. Главный критерий чувства юмора — по крайней мере в данной ситуации — они видели в способности посмеяться над собою («самоирония»).