И. Кант, подобно Дж. Локку, отличал способность суждения от остроумия.

eto-interesno
В сочинении «Антропология с прагматической точки зрепия» он писал, что «способность паходить для общего особеппос есть способность суждения, способность придумывать для особенпого общее есть остроумие. Дело первой способпости — замечать различия в многообразном, дело второй — замечать тождество многообразного» .
Кант разделил всех людей па четыре группы. Умпые обладают и способностью суждепия и остроумием. Способность суждения, пе подкрепленная остроумием, создает так пазываемых умников, а остроумие без способности суждепия — столь же утомительных остряков. Наконец, четвертые не обладают пи способпостъю суждения, ни остроумием — это дураки. Классификация, вероятно, несколько схематичпа Артур Шопенгауэр в книге «Мир как воля и представление» претендовал па полное и окончательное решепие проблемы смеха . Ход его рассуждений таков. Абстрактное знание хотя и отражает образы восприятия, когда пе совпадает с ними. Рассудочное знание лишь приближается к чувствеппому позпапию, как мозаика приближается к живописи. Восприятие всегда торжествует над мыслыо; победа чувствепного восприятия пад абстрактным знанием проявляет себя смехом. В этом Шопенгауэр видит ключ к объяснению всех комических ситуаций.
Смех появляется там, где осознается несовпадение понятия с реальностью. Несовпадения обусловлены тем, что за одним понятием скрывается песколько объектов, похожих, но все же различпых: ведь попятие охватывает лишь часть их свойств, и наступает момопт, когда впезап- но становится ясным несоответствие между объектом, взятым во всей полноте его свойств, и односторонне отражающим его понятием.
Шопенгауэр делит смешное па остроумное и глупое. Остроумие — это форма смешного, которая умышленно смешивает разные объекты, пользуясь тем, что их можно охватить одним понятием. Если неожиданно обнаружить различие объектов, входящих в одно попятие, тогда причиной смеха служит глупость. Таким образом, общая схема смешного: от различных объектов к единству понятия (остроумие) и от единого понятия к различию объектов (глупость).
Смеху Шопенгауэр противопоставляет серьезность — уиорепность, что мысль совпадает с объектом этой мысли. Поэтому переход от серьезности к смеху столь легок, когда обнаруживается несовпадение знаний с действительностью. Чем более человек способен к серьезному мышлению — том более способен он к восприятию смешного. Последнее замечание справедливо, но основано, скорее, на житейских наблюдениях, а не вытекает из самой концепции Шопенгауэра.
Величайший из немецких философов Гегель посвятил остроумию разделы в «Науке логики» . Рассуждения Гегеля об остроумии — самые интересные и глубокие во всей мировой литературе на эту тему. Не удивительно, что соответствующее место из «Науки логики» привлекло впимание В. И. Ленина, который законспектировал его в «Философских тетрадях». Гегель подошел к анализу остроумия как формы мышления:
(1) Обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое важное.
(2) Остроумие и ум.
Остроумие схватывает противоречие, высказывает его, приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет «попятие светиться через противоречие» (но не выражает понятия вещей и их отношений).
(3) Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности» .
Остроумие как форма мышления занимает промежуточное положение между простым представлением и мысли щим разумом. Остроумие схватывает противоречие инлопий, но не выражает нонятия вещей — оно лишь засти иляет попятие «светиться через противоречие». Светящиеся противоречие между сущностью и явлением — г» общее, что присуще всему остроумному. Но едва ли можно считать, что этой формулой исчерпывается природа остроумия. Слова «светящееся противоречие» сами нуждаются в расшифровке.