Смех— всегда радость.
eto-interesno |
Для Гоббса смех был прежде всего психологической проблемой. В «Человеческой природе» он писал, что смех— всегда радость, повторяя Спинозу. «Смех... есть радость, а посему сам по себе благо» .
Гоббс понимал, что смех вызывается не только остроумием. Часто смеются над неудачами других. Но какова бы ни была причина смеха — она должна представлять собою новое и внезапное. Тогда у чеаовека возникает чувство ликования оттого, что он осознал нечто значительное в себе самом и сравнил это значительное со слабостью других или собственной немощью в прошлом .
Если человек сам стал предметом шутки — значит, он повержен и потому не смеется, когда над ним смеются другие. Смех ни для кого не обиден лишь в том случае, если относится к нелепости или слабости, абстрагированным от конкретного лица.
Гоббс впервые высказал мысль, что смех может быть выражением радости от осознания своего умственного превосходства — мысль, впоследствии развитую Н. Г. Чернышевским.
Александр Бэйн в книге «Эмоции и воля» определил смех как выражение торжества победы над врагом. Но он же указал еще на функцию смеха как средства умственной разрядки, отдыха, снятия напряженности. Смех настолько связан с радостью победы, что превратился в выражение радости вообще .
Первоначальные причины смеха — чисто физические: холод, щекотание и т. д. Несколько позже вступает в свои права веселость духа, которая проявляется, когда с человека снимают вынужденные ограничения. Смех и улыбка сопровождают такжо нежпые чувства и служат их внешним проявлением. Таким образом, Бэйн выделяет две плавные причины смеха:
— осознание своей силы;
— освобождение от напряженности.
Бэйн, впрочем, оговаривает, что есть случаи, которые не укладываются в его схему. Да и осознание силы иногда может возбудить досаду и раздражение — если оно сочетается с осознанием упущенной возможности.
Во второй половине XIX века Герберт Спенсер обратился к структуре ситуаций, вызывающих смех . По Спенсеру, смех вызывается не только приятными чувствами. Сардонический и истерический смех связаны с отрицательными переживаниями. Сильные эмоциональные встряски приводят к накоплению избытка нервной энергии; она ищет выхода и в первую очередь высвобождается через мышцы, которые из-за малой массы обладают малой инертностью. Это мышцы рта, речевой аппарат, мимические мышцы, дыхательная мускулатура. Если этих каналов оказывается недостаточно, все тело начинает подергиваться в судорогах. Таков механизм смеха, вызванного простыми чувствами.
Комический смех Спенсер объясняет по-другому. Комическое всегда означает «нисходящую несовместимость»: человек ждет чего-то большого, а находит маленькое. В этом альфа и омега комических ситуаций. Если же вместо ожидаемого маленького обнаруживается неожиданно большое, то возбуждается чувство удивления от «восходящей несовместимости».
Гоббс понимал, что смех вызывается не только остроумием. Часто смеются над неудачами других. Но какова бы ни была причина смеха — она должна представлять собою новое и внезапное. Тогда у чеаовека возникает чувство ликования оттого, что он осознал нечто значительное в себе самом и сравнил это значительное со слабостью других или собственной немощью в прошлом .
Если человек сам стал предметом шутки — значит, он повержен и потому не смеется, когда над ним смеются другие. Смех ни для кого не обиден лишь в том случае, если относится к нелепости или слабости, абстрагированным от конкретного лица.
Гоббс впервые высказал мысль, что смех может быть выражением радости от осознания своего умственного превосходства — мысль, впоследствии развитую Н. Г. Чернышевским.
Александр Бэйн в книге «Эмоции и воля» определил смех как выражение торжества победы над врагом. Но он же указал еще на функцию смеха как средства умственной разрядки, отдыха, снятия напряженности. Смех настолько связан с радостью победы, что превратился в выражение радости вообще .
Первоначальные причины смеха — чисто физические: холод, щекотание и т. д. Несколько позже вступает в свои права веселость духа, которая проявляется, когда с человека снимают вынужденные ограничения. Смех и улыбка сопровождают такжо нежпые чувства и служат их внешним проявлением. Таким образом, Бэйн выделяет две плавные причины смеха:
— осознание своей силы;
— освобождение от напряженности.
Бэйн, впрочем, оговаривает, что есть случаи, которые не укладываются в его схему. Да и осознание силы иногда может возбудить досаду и раздражение — если оно сочетается с осознанием упущенной возможности.
Во второй половине XIX века Герберт Спенсер обратился к структуре ситуаций, вызывающих смех . По Спенсеру, смех вызывается не только приятными чувствами. Сардонический и истерический смех связаны с отрицательными переживаниями. Сильные эмоциональные встряски приводят к накоплению избытка нервной энергии; она ищет выхода и в первую очередь высвобождается через мышцы, которые из-за малой массы обладают малой инертностью. Это мышцы рта, речевой аппарат, мимические мышцы, дыхательная мускулатура. Если этих каналов оказывается недостаточно, все тело начинает подергиваться в судорогах. Таков механизм смеха, вызванного простыми чувствами.
Комический смех Спенсер объясняет по-другому. Комическое всегда означает «нисходящую несовместимость»: человек ждет чего-то большого, а находит маленькое. В этом альфа и омега комических ситуаций. Если же вместо ожидаемого маленького обнаруживается неожиданно большое, то возбуждается чувство удивления от «восходящей несовместимости».