Что касается плюрализма в гносеологии и прежде всего главной его формы.

raznoe
Есть теории о многих истинах и о подмене истины успехом, выгодой, то эта теория находит самое широкое применение в социальной области как основа для оправдания своеобразного идеологического хаоса в современном буржуазном обществе.
Главной формой плюрализма, которая отстаивается буржуазными философами по отношению к общественному развитию, является эклектическая «многофакторная теория». Ее сущностью является воззрение, согласно которому развитие общества есть результат воздействия множества независимых друг от друга, не находящихся в какой-либо субординации равноправных факторов: географической среды, биологических закономерностей, техники, экономики, политики, культуры, идеологии и т. д.
Сразу же подчеркнем, что, отвергая плюралистическую «многофакторную» теорию, марксистский монизм ни в коем случае не сводится к «однофакторной» теории. «Однофакторные теории» — это, по сути, различные карикатуры на марксизм, такие, как «экономический материализм», против которого воевал Ф. Энгельс в своем замечательном произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», или русский вариант «однофакторной» концепции — «экономизм», против которого пришлось долго бороться В. И. Ленину.
В этой связи следует подчеркнуть, что в теории о «многих факторах» есть зерно истины. Каждый из перечисленных выше факторов действительно оказывает определенное воздействие на общественное развитие. Однако исторический материализм и марксистская социология раскрывают и научно обосновывают, что именно способ производства есть тот фактор, который играет определяющую роль в развитии общества. Воздействие всех остальных факторов опосредовано прежде всего и главным образом способом производства. Только исходя из этой научной основы, можно понять, почему, например, одна и та же географическая среда (климат, природные богатства, водные ресурсы и т. д.) играет неодинаковую роль в развитии общества в различные исторические периоды.
Следовательно, вопрос заключается не в признании наличия многих факторов, влияющих на жизнь общества, а в выявлении неодинаковой роли, которую играют различные факторы. И еще раз подчеркнем, что марксистская социология, учитывая влияние всех разнообразных факторов на жизнь общества, устанавливает важную закономерность, что в процессе восходящего развития человеческого общества роль сознательной и целенаправленной деятельности людей, и прежде всего прогрессивного субъективного фактора, а отсюда и науки, научных идей, сознания, непрерывно возрастает.