Многомерная шкала чувства юмора.

raznoe
Было продемонстрировано, что одна из основанных на самоотчетах методик, Многомерная шкала чувства юмора (MSHS; Thorson & Powell, 1993а), значимо положительно коррелирует со всеми четырьмя шкалами HSQ, это свидетельствует о том, что эта более ранняя методика измерения юмора не позволяет провести различие между потенциально полезными и вредными способами использования юмора, что делает ее несколько менее полезной для исследования роли юмора в психическом здоровье. Неудивительно также, что оценки по шкале самоутверждающегося юмора имеют тенденцию сильно коррелировать с оценками по концептуально похожей Шкале совладания с помощью юмора (Kuiper et al, 2004). Поскольку надежность шкалы самоутверждающего юмора выше, чем надежность CHS, эта более новая методика лучше подходит для исследования юмора как механизма совладания.
Что касается других переменных, относящихся к личности и настроению, то две шкалы, измеряющие «здоровые» стили юмора, как правило, коррелируют с такими показателями психологического здоровья и благополучия, как самооценка, положительные эмоции, оптимизм, социальная поддержка и близкие отношения и отрицательно коррелируют с отрицательными настроениями, такими как депрессия и тревога. Напротив, агрессивный юмор положительно коррелирует со шкалами враждебности и агрессии и отрицательно коррелирует с удовлетворенностью отношениями. Кроме того, самоуничижительный юмор положительно коррелирует с результатами по шкалам психических нарушений и дисфункций, включая депрессию, тревогу, враждебность и психиатрические симптомы, и отрицательно коррелирует с самооценкой, психологическим благополучием, социальной поддержкой и Удовлетворенностью отношениями. Эти результаты подтверждают точку зрения, согласно которой различные стили юмора дифференцированно связаны с различными аспектами психологического благополучия.
Также было обнаружено, что эти четыре шкалы дифференцированно коррелируют с показателями Пятифакторной модели личности, согласно которой пять основных факторов объясняют большую часть различий в чертах личности (Martin et al, 2003; Saroglou & Scariot, 2002). Хотя были выявлены некоторые различия в паттернах корреляций между англоговорящими канадскими и франкоговорящими бельгийскими участниками, но, как правило, экстраверсия положительно коррелировала с аффилиативным, агрессивным и (слабее) самоутверждающим юмором, но не коррелировала с самоуничижительным юмором. С другой стороны, нейротизм не коррелировал с аффилиативным юмором, отрицательно коррелировал с самоутверждающим юмором и положительно коррелировал с агрессивным и самоуничижительным юмором. В свою очередь, аффилиативный и самоутверждающий юмор положительно коррелировал с открытостью опыту, тогда как агрессивный и самоуничижительный юмор отрицательно коррелировал с уживчивостью и сознательностью. Таким образом, эти четыре стиля юмора относятся к совершенно различным характеристикам личности, рассматриваемым в Пятифакторной модели; это указывает на то, что они представляют собой несопоставимые способы, которыми люди с различными чертами личности выражают и переживают юмор в повседневной жизни.
В некоторых исследованиях также было начато изучение связи между шкалами HSQ и связанными с культурой чертами личности, такими, как индивидуализм и коллективизм (Kazarian & Martin, 2004, в печати). В целом, аффилиативный юмор связан с культурной ориентацией на коллективизм (которая подчеркивает взаимозависимость людей относительно более широких социальных групп), тогда как агрессивный юмор больше связан с индивидуализмом (при котором индивидуальные потребности рассматриваются как приоритетные по отношению к потребностям группы). Необходимы дальнейшие кросскультурные исследования, чтобы определить, отражают ли шкалы HSQ различные стили юмора, обнаруживаемые у людей из разных культур. Например, можно ожидать, что в западных культурах — более индивидуалистических — преобладают более агрессивные стили юмора, тогда как люди из более коллективистских восточных культур могут иметь более высокие показатели аффилиативного юмора.
Интересно, что обнаружены незначительные различия между мужчинами и женщинами по двум предположительно позитивным стилям юмора, а оценки мужчин по двум, возможно, вредным стилям юмора обычно значительно выше, чем оценки женщин; это свидетельствует о том, что мужчины склонны использовать негативные формы юмора чаще, чем женщины (ср. Crawford & Gressley, 1991). Было обнаружено, что участники старшего возраста получают более низкие оценки аффилиативного и агрессивного юмора, чем участники младшего возраста; это означает, что с возрастом люди, возможно, реже используют более экстравертные типы юмора. Было обнаружено, что у женщин старшего возраста оценки самоутверждающегося юмора выше, что указывает на увеличение использования этого совладающего стиля юмора по мере взросления и накопления жизненного опыта. Однако необходимо лонгитюдное исследование, чтобы проверить, объясняются ли эти наблюдаемые различия возрастными изменениями, или совокупным влиянием различных факторов.
Итак, в целом HSQ оценивает параметры юмора, которые невозможно измерить с помощью предыдущих тестов, и, в частности, это первая основанная на самоотчетах методика, позволяющая оценить социальные и психологические функции юмора, которые менее желательны и потенциально вредны для благополучия.